• Как спуститься при помощи страховочного спускового оборудования. Спуcковые устрoйства для прoмышленного aльпинизмa

    14.03.2023

    Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.

    Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

    При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

    Порядок действий:

    Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
    выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
    заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
    обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
    перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
    проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
    спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

    ВНИМАНИЕ!

    При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

    Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
    верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
    приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
    ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
    дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

    ВНИМАНИЕ!

    Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

    Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

    При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
    Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.

    Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

    Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.

    Порядок действий:

    Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
    ● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
    ● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
    ● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
    ● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
    ● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
    ● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
    ● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
    ● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

    ● дает команду о том, что веревка свободна;
    ● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
    ● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
    ● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
    ● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

    ВНИМАНИЕ!
    Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

    Узел для продергивания веревки

    При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

    ВНИМАНИЕ!

    Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.

    Спуск и продергивание веревки:

    • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
    • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок

    Обзор спусковых и страховочных устройств

    Главное предназначение спускового устройства — полностью контролировать спуск по закреплённой верёвке. Главная функция страховочного устройства — осуществлять надежную страховку. Контролируемый спуск достигается благодаря регулируемой силе трения верёвки в устройствах. В связи с этим, спусковые устройства делятся на:

    • с блокиратором обратного хода
    • без блокиратора обратного хода

    Устройства с блокиратором обратного хода

    Все устройства данного типа используются только на одинарной веревке.

    Самоблокирующееся спусковое устройство Десантер


    Для работы с веревкой диаметром от 9 до 12 мм. Предназначено не только для спуска, но так же для страховки и подъема. Не перекручивает веревку. Фиксация тормоза происходит автоматически при отпускании рукоятки. Может быть установлено на верёвку без выщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе. Контроль над спуском происходит при удержании свободного конца веревки.

    Плюсы:


    2. Не прокручивает веревку
    3. Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства.
    4. Возможность зависать на необходимой высоте, не используя дополнительные устройства.

    Минусы:


    2. Большая сила трения при подъеме.
    3. Вес/габариты
    4. Не подходит для страховки
    5. Не подходит для работы на сдвоенной веревке

    Самоблокирующееся спусковое устройство Анти-Паник


    Для работы с веревкой диаметром 9-13 мм. Снабжена системой «anti-panic»
    Полностью исключает возможность срыва в случае паники, поэтому отлично подойдет для спасательных работ, эвакуации в чрезвычайных ситуациях и при потере контроля над веревкой. Двойная автоматическая тормозная система срабатывает не только при полном отпускании рукоятки, но и при попытке схватиться за устройство. При нажатии на рукоятку осуществляется полный контроль над спуском. Не прокручивает веревку. Максимальная длина спуска - 100 м

    Плюсы:

    1. Полный контроль скорости спуска.
    2. Не прокручивает веревку
    3. При потере контроля над веревкой происходит полная блокировка системы и остановка.

    Минусы:

    1. На обледенелых, грязных, мокрых веревках не работает.
    2. Вес/габариты
    3. Не подходит для работы на сдвоенной веревке

    Примеры устройств с системой «anti-panic»

    Спусковое страховочное устройство GriGri (Гри Гри)


    Для работы с веревкой диаметром от 8,9 до 11 мм. Благодаря автоматической блокировке устройство замечательно подходит для организации страховки. Имеет легкий вес и очень компактно. Самое популярное страховочное устройство в скалолазании. Очень простая техника страховки: две руки находятся на веревке. Блокировка: в процессе остановки падения страхующий удерживает свободный конец веревки, кулачок поворачивается и захватывает веревку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания веревки. Плавное протравливание веревки, полное чувство контроля при спуске и страховке. Очень удобно то, что схема использования Гри Гри выгравирована на самом устройстве.

    Плюсы:


    1. Не прокручивает веревку.
    2. Возможность зависать на необходимой высоте, не используя дополнительные устройства.
    3. Очень простая, но надежная страховка.

    Минусы:


    1. Не подходит для работы на сдвоенной веревке
    2. Требует ухода
    3. Цена

    Самоблокирующееся спусковое устройство I"D


    Снабжена системой «anti-panic».
    Для работы с веревкой диаметром: 10-11,5мм.
    Благодаря механизму «анти паник» происходит автоматическая блокировка и останавливается спуск. Сложно допустить ошибку при неправильной заправке веревки, поскольку в устройстве предусмотрен специальный стопор.
    Рукоятка обладает множественными функциями: контролировать скорость спуска, удерживая свободный конец веревки, блокировка/разблокировка устройства, фиксация положения на веревке в любой точке во время спуска.
    Улучшенное скольжение устройства по веревке за счет формы стопора. Поворотный эксцентрик легко выбирает слабину верёвки. Отлично подойдет для натягивания полиспаста и при недолгом подъеме по веревке.

    Плюсы:

    1. Автоматическая блокировка.
    2. Возможность зависать на необходимой высоте, не используя дополнительные устройства.
    3. Защита от неправильной заправки веревки.
    4. Отличное скольжение по веревке

    Минусы:

    1. Не подходит для работы на сдвоенной веревке
    2. Требует ухода
    3. Цена

    Спусковое устройство «Решетка»


    Очень популярное спусковое устройство для промальпа и спелеологов. Отлично подойдет для продолжительного вертикального спуска. Не «закручивает» веревку, благодаря своей конструкции. Позволяет зависать на высоте при спуске, не используя руки. Есть такое мнение, что применение решетки изнашивает веревку намного меньше, нежели аналогичные устройства.

    Плюсы:


    1. Просто в использовании.
    2. Устройство очень прочное и надежное.
    3. Необходимо минимум ухода
    4. Не крутит веревку.
    5. Комфортно работать на двух веревках.
    6. Возможность зависания при спуске

    Минусы:


    1. Большие габариты.
    2. Нет возможности использовать под страховку

    К устройствам без блокиратора обратного хода относятся


    Спусковое страховочное устройство восьмерка


    Восьмёрка — самое распространенное приспособление для организации страховки и спуска в альпинизме, спортивном туризме. Обычно, это металлическая цельная деталь, в виде цифры «восемь». Для спускового страховочного устройства есть требования UIAA, в котором по стандарту восьмерка должна выдерживать нагрузку 2500 кг
    Видов восьмерок большое количество. Есть с рогами/усами/клыками для фиксации веревки на этих «наростах». Такие устройства используются в альпинизме, горном туризме. Есть облегченные восьмерки без лишних «наростов». Используются, как правило, в спортивном туризме.

    Плюсы:


    1. Простое, но очень прочное устройство
    2. Низкая цена
    3. Маленький Вес


    Минусы:


    1. Веревку перекручивает.
    2. Нет возможности фиксации веревки, если отсутствуют рога.
    3. При страховке нужно быть очень внимательным.

    Спусковое устройство Корзинка



    Используется как на одинарной, так и на сдвоенной веревке. Имеет малый вес, но высокую прочность. Удобно в использовании. Благодаря конструкции корзинки, легко и быстро можно заправить веревку. Но стоит иметь в виду, что при сильно быстром спуске возможно нагревание веревки. Сейчас на рынке широкий выбор спусковых устройств типа «корзинка», различаются ценой и функционалом.

    В течение многих веков люди поднимались на вершины и преодолевали перевалы в военных, религиозных, торговых и научных целях. Начиная с ХVIII века альпинизм в Европе начал развиваться как вид спорта, стали разрабатывать методы страховки и спуска при помощи верёвки. Наиболее простыми способами торможения верёвки для страховки были: через скальный выступ с петлёй из верёвки и карабина, на снегу — через поясницу, ледоруб. Но такие способы не подходили для крутых и отвесных склонов. А для спуска по крутым и сложным участкам применялся другой метод спуска: верёвку обматывали вокруг тела или заправляли в карабин, тем самым увеличивая её трение, благодаря которому можно было контролируемо спускаться.

    В 1912 году немецкий альпинист Ганс Дюльфер впервые применил метод спуска по верёвке, сидя на ней без специальных спусковых приспособлений. Этот метод позволял спуститься значительно быстрее нежели спуск лазанием со страховкой через рельеф, но при этом причинял дискомфорт и требовал постоянного контроля. Поэтому в СССР обязательно подстраховывались схватывающим узлом (Прусик, Маршара т.п.). Сейчас дюльфером называют спуск по закреплённой верёвке с помощью страховочно-спусковых устройств.

    В зависимости от того, как на теле человека расположена верёвка, соответствующим будет и торможение:

    • а — спуск спортивным гимнастическим способом (на склонах средней крутизны);
    • б — спуск на крутых склонах с подстраховкой схватывающим узлом;
    • в — спуск с торможением, способом Дюльфера (через бедро) с подстраховкой схватывающим узлом.

    Для сбора такой системы желательно использовать карабины одинаковой формы, защёлки карабинов должны смотреть в разные стороны.

    Плюсы:

    • собирается из подручных средств;
    • можно работать на одинарной и двойной верёвке;
    • не крутит верёвку;
    • работает с верёвками разных диаметров;
    • достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
      нагрузкой одним человеком.

    Минусы:

    • такая конструкция, особенно собранная при помощи молотка или ледоруба, требует постоянного контроля;
    • достаточно долго собирается и разбирается;
    • работает только в одном направлении — на спуск.

    Узел UIAA (УИАА)

    Показан один из способов вязки узла UIAA:

    Узел UIAA — это самое простое, надёжное средство для спуска и страховки.

    Плюсы:

    • для его использования нужен минимум снаряжения (страховочная система, карабин, желательно HMS, так как он для этого узла и разработан, и верёвка);
    • работает на верёвках любых диаметров;
    • быстро и просто собирается, разбирается;
    • легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска. Для блокировки UIAA применяется узел Мунтера-мула — он позволяет без рывков развязать его под нагрузкой;
    • работает в обе стороны — при необходимости перейти от спуска к подъёму
      не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
      переходит в положение верхней страховки.

    Минусы:

    • быстро изнашивается верёвка и карабин. При спуске на мокрой верёвке, особенно там, где много песка, карабин «пропиливается» на несколько миллиметров за пару дюльферов;
    • крутит верёвку;
    • для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный (HMS) карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже;
    • при спуске карабин нагревается, что может привести к оплавлению верёвки.

    Страховочные устройства

    Большинство происшествий в горах происходит не в момент штурма, а на спуске. Альпинисты теряли своих товарищей в простых, банальных ситуациях. Это и было толчком создания спусковых устройств.

    С внедрением синтетических альпинистских верёвок были придуманы устройства, объединяющие в себе методы и функции страховочных и спусковых приспособлений, получившие название «страховочные устройства» (страховочно-спусковые устройства).

    Страховочное устройство представляет собой конструкцию, закрепляемую с помощью соединительных элементов (карабинов) на страховочной системе или рельефе (на станции), через которую проходит страховочная верёвка, идущая от страхующего к лидеру. Также как сказано выше, эти устройства служат и для спуска по верёвке. В связи с этим часто их называют «спусковыми устройствами», «спусковухами». Необходимо помнить, что спусковые устройства, предназначенные только для спуска по верёвке (например «восьмёрка»), не могут быть использованы для страховки.

    Страховочные устройства можно разделить на две большие группы:

    1. Устройства с ручной блокировкой верёвки (EN 15151-2 «механические»).

    В таких устройствах блокировка хода верёвки осуществляется за счёт трения верёвки об устройство и мускульной силы руки.

    2. Устройства со вспомогательной блокировкой верёвки (EN 15151-1 «полуавтоматические»).

    В таких устройствах первичная блокировка хода верёвки осуществляется с помощью механических или конструктивных деталей устройства, а затем — мускульной силы руки.

    Как правило, для работы с современным страховочным устройством (за исключением полуавтоматических) потребуется HMS-карабин, то есть грушевидный. При этом пруток карабина должен быть достаточно толстым (примерно 10-12 мм), чтобы радиус перегиба верёвки был достаточно большим, а карабин должен быть выполнен из алюминиевого сплава или стали. Титановые карабины абсолютно непригодны для страховки из-за крайне низкой теплопроводности — разогревшийся от трения карабин может повредить верёвку.

    Было придумано множество конструкций, некоторые из которых были удачными, но забытыми, а какие-то стали классическими. Дальше расскажем о самых известных из них.

    Шайба Штихта

    Шайба Штихта имеет две прорези для работы с одной или двумя верёвками. Работает на верёвках диаметром от 8 до 12 мм. При работе с верёвками небольших диаметров хорошо держит даже на обледенелой верёвке.

    Свою родословную это устройство ведёт от звена обычной морской цепи (как вариант такого тормоза — карабинный тормоз). Фриц Штихт (Fritz Sticht) предложил использовать для торможения простейшую металлическую пластину со щелями.

    Фото из группы Вконтакте " Библиотека Альпиниста"

    Верёвка продевается в прорезь петлёй, в которую вщёлкивается карабин (или два — для сильного торможения). Торможение происходит за счёт трения верёвки о карабин и края прорези, а также зависит от угла охвата верёвкой Шайбы Штихта. В режиме сильного торможения (с двумя карабинами) Шайба Штихта превосходит степень торможения современных «стаканов» с клиновидными щелями, и становится незаменимой при работе на тонких верёвках.

    Минусы — верёвка не фиксируется. При выстёгивании верёвки можно потерять шайбу, если не пристраховывать её отдельно. И ещё: нет разных вариантов заправки верёвки, т.е. нет возможности увеличивать или уменьшать трение без дополнительных карабинов или других приёмов. Также после нагрузки устройство «прилипает» к верёвке, что затрудняет её выдачу, поэтому к нему со временем приделали пружину. Позже, когда в конструкцию добавили страховочный тросик, необходимость в пружине отпала.

    «Корзинка», «стакан», Reverso

    Современные варианты страховочных устройств, работающие по принципу Шайбы Штихта, в обиходе имеют много названий: «корзинка», «стакан», «реверсо», «лукошко».

    Reverso (Verso-вариант без дополнительных колец) — одно из самых популярных страховочных устройств фирмы , его название уже стало нарицательным для подобных устройств.

    Устройства без подвижных элементов

    Сейчас стали появляться страховочно-спусковые устройства, не имеющие механических подвижных элементов, но блокирующие верёвку при нагружении за счёт конструктивных особенностей.

    • авыдаём верёвку;
    • бвыбираем верёвку;
    • вустройство само блокируется, помогая остановить срыв. При этом необходимо обязательно нагружать свободный конец верёвки, выходящий из спускового устройства. Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать свободный конец верёвки!!!
    • гспуск с возможностью контролировать скорость спуска.

    Плюсы

    • Устройство само блокируется при срыве, что позволяет подстраховать человека.
    • Очень простая конструкция.
    • Меньший вес по сравнению с «полуавтоматическими» устройствами.

    Минусы

    • Работает с одной верёвкой, что не позволяет использовать его в альпинизме.

    Mammut Smart 2.0 работает аналогично , плюсы и минусы те же.

    Mammut Smart Alpine предназначен для двух верёвок с возможностью использования в режиме «автоблок». Это устройство подходит для использования, как в скалолазании, так и в альпинизме.

    Плюсы

    • Возможно использовать в режиме «автоблок».
    • Нет механических деталей, что облегчает эксплуатацию.
    • Не подвержено паническим рефлексам при использовании.

    «Восьмёрка»

    Устройства типа «восьмёрка» разрабатывались для спуска. Благодаря конструктивным особенностям, таким как «рога» или прорези в самом устройстве, можно по-разному заправлять верёвку в устройство, что позволяет изменить коэффициент трения.

    Минусы

    • Не подходят для страховки, т.к. при глубоком срыве недостаточно трения эффективного удержания.
    • Невозможно раздельно управлять двумя верёвками, т.к. верёвки проходят вместе.
    • Верёвка сильно перекручивается из-за наличия перегибов в нескольких плоскостях.

    Классическое спусковое устройство типа «решётка» со съёмными перекладинами. Конструкция позволяет легко снимать и устанавливать их на верёвку, регулируя силу трения в зависимости от меняющихся условий (вес верёвки, пользователя и т.д.). Компактное и лёгкое устройство.

    • Благодаря съёмным перекладинам устройство легко устанавливается на верёвку.
    • Регулируется под необходимую нагрузку.
    • Устройство защищено от нагревания при трении для защиты верёвки.
    • Не перекручивает верёвку при спуске.

    Полуавтоматические спусковые и страховочные устройства с функцией самоблокировки

    Спусковые устройства разработаны для обеспечения контролируемого плавного спуска, а страховочные — для обеспечения как нижней, так и для верхней страховки, также они повышают безопасность страховки, помогая остановить падение.

    Одним из первых полуавтоматических спусковых устройств стал Petzl Stop. Он ведёт историю от спускового устройства, придуманного для спелеологов Бруно Дресслером, производимого и позже доработанного Фернандом Петцелем (основателем Petzl), а впоследствии применяемого и в альпинизме.

    Устройство представляло собой стальную пластину, согнутую посередине, и закреплённые неподвижно внутри два валика. Заправленная в устройство верёвка изгибалась в форме буквы S, и трение, создаваемое в устройстве, позволяло контролировать скорость спуска, а также останавливаться простым натяжением одной рукой свободного конца верёвки, выходившего из устройства. Оно позволяло спускаться по верёвке (закреплённой внизу или в промежуточной точке), не скручивая её, что было особенно актуально для спелеологов. Не боялось грязи.

    Современная версия этого устройства имеет уже две независимые друг от друга алюминиевые пластины. С прорезью у верхнего валика и специальной пластиковой клипсой в отверстии для крепления карабина к страховочной системе, что позволяет открывать устройство и быстро заправлять / извлекать верёвку. Также два неподвижных стальных валика можно по мере износа заменить на новые. Это значительно повышает ресурс устройства, т.к. спелеологи почти всегда работают с грязной и мокрой верёвкой, которая очень быстро протирает устройства, особенно алюминиевые.

    на сегодняшний день — одно из самых популярных устройств среди спелеологов. Основные конструктивные элементы у него такие же, как у но он имеет подвижный несимметричный нижний валик, слитый с рукоятью. Благодаря этому, если отпустить рукоять во время спуска, валик (кулачок) перекашивается и прижимает верёвку к верхнему валику, тем самым останавливая спуск.

    Плюсы :

    • Не крутит верёвку.
    • Сменные валики, что повышает ресурс устройства.
    • Контроль спуска.
    • Верёвка заправляется, не оттягивая устройство со страховочной системы.
    • При отпускании рукояти останавливает спуск, но есть возможность отключить этот режим с помощью карабина.

    • Можно при помощи верёвочного зажима или схватывающего узла подняться по верёвке.

    Минусы

    • Для спортивного альпинизма на сегодняшний день тяжёлое и громоздкое.
    • Травит верёвку (поэтому, если нужно зависнуть во время спуска и отпустить, свободный конец нужно заблокировать узлом).

    .

    Также одно из первых полуавтоматических страховочных устройств, созданное Petzl в 1992 году. Оно было очень компактным и имело подвижный кулачок, который при нагрузке (при срыве или рывке) захватывал верёвку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания верёвки.

    Для разблокировки устройства имелась рукоять. Нажав на неё, перекинув выходящую верёвку и прижав её к специальной щёчке (которая создавала дополнительное трение), можно было плавно приступить к спуску. На спуске контроль скорости осуществлялся рукой, удерживающей свободный конец верёвки.

    Несмотря на автоматическую блокировку, нельзя было отпускать свободный конец верёвки, т.е. могла сложиться ситуация, когда кулачок не блокировался, и для помощи нужно было натянуть свободный конец верёвки. Например, это могло произойти из-за большого трения верёвки в оттяжках / об рельеф / из-за плавного соскальзывания по наклонной поверхности.

    Подобная конструкция и техника работы с устройством осталась и на последующих моделях устройства.

    Важно: устройство требует ознакомления с инструкцией и практики!

    Плюсы

    • При рывке блокируются, что позволяет почти не прилагать усилия для остановки падения (более лёгкий страхующий может комфортно страховать тяжёлого лидера).
    • С помощью этого устройства и верёвочного зажима (жумара) или схватывающего узла можно очень эффективно подниматься на небольшое расстояние по верёвке в безопорном пространстве.

    Минусы

    • Нет возможности работать с двумя верёвками.
    • Устройство конструктивно подвержено паническим рефлексам. Они проявляются, когда при спуске страхующий слишком сильно нажимает на рычаг — скорость спуска резко возрастает, и человек рефлекторно ещё сильнее давит рычаг на себя, полностью убирая блокировку устройству. Конструктивно это устранили только на последней модели GRIGRI +. Панический рефлекс можно устранить путём правильного использования устройства: перед началом спуска перекинуть верёвку через щёчку, увеличив трение, а на рукоять надавливать не всей ладонью, а несколькими пальцами.

    • Также при страховке, чтобы быстро выдать верёвку и не нарушать правило постоянного контроля, свободный конец верёвки нужно удерживать таким образом, чтобы свободный конец был в ладони, и большим пальцам правой руки нажимать на блокировочный кулачок.

    Современное GRIGRI 2 — это компактное и ультралёгкое полуавтоматическое устройство, разработанное для комфортной работы на более тонких верёвках, с одинарными верёвками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для верёвок от 9,4 до 10,3 мм). Всего 170 г, на 25 % меньше и на 20 % легче предыдущей версии GRIGRI.

    Минусы и плюсы те же, что и у предыдущей модели.

    GRIGRI + — это последняя версия в семействе одного из самых популярных страхующих устройств, имеющая переключение между верхней и нижней страховкой и функцию антипаники, что позволило исключить минусы предыдущих моделей.

    .

    Устройства Кашевника

    Из-за отсутствия в продаже специальных устройств энтузиасты в СССР вытачивали спусковые устройства кустарно. Одним из таких умельцев был Борис Лазаревич Кашевник, автор целого ряда приспособлений для спуска по верёвке и страховки, например, «Букашки-3».

    а — закладка одной верёвки для страховки и спуска; б — закладка двух верёвок для страховки и спуска; в — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения меньше); г — минимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения больше); д — фиксация верёвки; е — использование устройства в качестве амортизатора.

    Наличие круглого и овального отверстий позволяет менять расстояние от карабина до пластины и тем самым выбирать оптимальную силу торможения в зависимости от конкретных условий.

    Сертификация и маркировка спусковых и страховочных устройств

    В СССР многое снаряжение создавалось кустарно. Было придумано множество действительно удачных приспособлений, однако они нередко приводили к травмам, потому что изготавливались из подручных материалов, не прошедших должной обработки, а испытания зачастую проводились теми же энтузиастами «в полевых условиях».

    Для современного снаряжения разработаны нормы и стандарты, в которых прописаны технические требования к минимальной разрушающей нагрузке, используемым материалам, методам испытаний спусковых устройств, маркировке, типу устройств.

    В России спусковые и страховочно-спусковые устройства не входят в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», нет технического регламента (стандарта для «СПОРТИВНЫХ» устройств), поэтому все пользуются европейскими стандартами EN 15151-1 и EN 15151-2.

    Стандарты EN 15151-1 и EN 15151-2

    Стандарт EN 15151-2: устройства с ручной блокировкой верёвки

    • Тип 1 : для спуска без функции регулировки трения.
    • Тип 2 : для страховки и спуска без функции регулировки трения.
    • Тип 3 : для спуска с функцией регулировки трения.
    • Тип 4 : для страховки и спуска с функцией регулировки трения.

    Стандарт EN 15151-1: со вспомогательной блокировкой верёвки

    • Тип 5 : для спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»).
    • Тип 6 : для страховки и спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .
    • Тип 7 : для спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»).
    • Тип 8 : для страховки и спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .

    Для промышленных устройств, применяемых в работах на высоте или спасательных операциях, существуют свои стандарты. Стандарты, разработанные для техники верёвочного доступа для спусковых устройств, называются EN 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска» и EN12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

    Маркировка

    1. Производитель.
    2. Название устройства.
    3. Направление установки верёвки:
    1. Рабочий конец верёвки.
    2. Свободный конец верёвки.
    1. Соответствующий стандарт.
    2. Этикетка качества UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций).
    3. Допустимые типы и диаметры верёвки.
    4. Серийный номер: номер партии продукции и год изготовления (на картинке расшифровка номера фирмы Petzl, у каждого бренда в паспорте к изделию указано, как расшифровывается серийный номер).

    1. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед использованием.
    2. Организация, осуществляющая контроль за производством.

    Последовательность, в которой указываются сведения, у каждого бренда своя.

    Спусковое устройство - снаряжение для спуска по канату, обеспечивающее регулирование высоты и стабилизации положения альпиниста. Используется в промышленном альпинизме, для выполнения высотных работ, спелеологии и туризме.

    Материалы и конструкция

    Устройства для безопасного спуска изготавливаются из легких металлических сплавов с антикоррозийной обработкой. Материалы выдерживают высокие нагрузки, в том числе резкие удары, перепады температур, воздействие минерализации, атмосферных осадков и прочих климатических факторов. Производство осуществляется преимущественно методом фрезерования или литья, что обеспечивает цельность и точность конструкций.

    В зависимости от производителя, назначения или модификации спусковые приспособления могут обладать различными функциями:

    • блокировка/разблокировка механизма в ручном режиме в нужный момент;
    • предохранительная защелка - предотвращает потерю устройства;
    • фиксация положения альпиниста в любой точке;
    • функция «анти-паника», срабатывающая при сильном отжиме рукоятке;
    • стопор - защита от ошибки, предотвращающий несчастные случаи на высоте;
    • выбор силы натяжения веревки при помощи поворотного эксцентрика.

    Конструкция и материалы спусковых механизмов должны обеспечивать безопасность и соответствие действующему стандарту ЕН 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты».

    Достоинства снаряжения

    Наш онлайн-магазин предлагает качественные спусковые устройства. Принцип действия механизмов основан на создании дополнительного трения при движении каната через элементы устройства.

    Достоинства

    • подходят для страховки, спуска, позиционирования;
    • ручной и автоматический режим выдачи веревки;
    • симметричность, удобны для левой и правой руки;
    • обеспечивают надежную фиксацию на весу;
    • обеспечивают эффективное динамическое торможение;
    • легкое размещение каната или веревки.

    Заказать спусковые устройства можно онлайн или по телефону. Доставка выполняется во все города России.

    Этой статьей мастер Гамбс я начинаю цикл материалов о альпинистских железках.

    Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

    Итак - "восьмерка" .
    Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг - 300 кг.
    Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

    Двурогая, рогатая
    Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

    Рогатая восьмерка (инвар, шайба)


    Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
    Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
    Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.


    И правильно заблокированная восьмерка)
    Но так мало кто делает.

    Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
    Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
    Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
    В первом случае - для уменьшения носимого веса, во втором - для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
    Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти


    Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
    Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
    Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.


    При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.


    Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

    Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

    Классическая восьмерка (безрогая)

    Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
    При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.


    Слева - положение для неконтролирумего спуска:)
    Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

    Специализированные восьмерки.

    Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

    Продолжение следует

    Похожие статьи