• Секреты долголетия шаолиньских монахов. Монахи шаолиня и их здоровый образ жизни Рацион монахов шаолиня

    16.09.2021

    Н аверное, нет такого человека, который бы не слышал о ШАОЛИНЬ... только ассоциации будут у каждого свои - у кого-то в воображении всплывают картины из фильмов о боевых искусствах, "летающих" монахах, у кого-то лучшие достижения нетрадиционной медицины, а кто-то просто вспомнит прославленный своей историей и архитектурой буддийский монастырь в центре Китая. Легенд, тайн и загадок, действительно, множество!

    О монахах монастыря Шаолинь, в Китае существует много легенд. Они удивляют людей своими мистическими способностями, совершенным владением своим телом, крепким здоровьем и непревзойденной силой воли, а также большой продолжительностью жизни. Исследователи утверждают, что режим и образ жизни монахов является оптимальным для организма человека.

    М онахи живут в кельях - просторных комнатах с высокими потолками и окнами, выходящими на солнечную сторону. В кельях мебель только деревянная. В помещении разрешены канонические книги и письменные принадлежности. Однако монахам нельзя иметь никаких лишних вещей, чтобы не загромождать комнату и не собирать пыль и грязь.

    С вои комнаты монахи убирают ежедневно по принципу "тройной уборки пыли": со стен, с пола и с одежды. Жители монастыря придерживаются старинной заповеди, согласно которой в храме должно быть чисто, а человеку находиться в нем можно только с чистым сердцем.


    Е жедневная уборка обязательно сопровождается разбрызгиванием воды, которая способствует поддержанию нормальной влажности воздуха в помещении и предотвращает его запыление, а, следовательно, препятствует попаданию сухого и грязного воздуха в легкие, исключает заболевание дыхательных путей.

    В се эти правила гигиены и жизненный уклад в монастыре положительно отражаются на здоровье монахов, способствуют их долголетию. Они в полной мере отвечают современным научным представлениям и требованиям.


    В монастыре монахи занимаются повседневными делами, а в кельях отдыхают. Именно там они проводят две трети своей жизни. Значительная часть жизни любого человека проходит в помещении, потому между условиями проживания и здоровьем есть прямая связь.


    О дежда монахов отличается свободным покроем и строгим цветом, она не стягивает кожу, не мешает свободному кровообращению. По мнению современных пропагандистов здорового образа жизни, одежда нужна человеку главным образом для того, чтобы беречь его от холода, защищать от повреждений и инфекции. Здоровый человек должен одеваться легко.


    Э то способствует улучшенному обмену веществ и испарению пота, а, следовательно, создает комфортный психологический и физический микроклимат организма, благоприятно влияет на работоспособность и его стойкость к заболеваниям. Скромные цвета одежды монахов тоже играют важную роль в сохранении их здоровья.


    Б елый и серый цвета летом отталкивают солнечные лучи и защищают от жары, а зимой сохранить собственное тепло помогут черный и фиолетовый цвета одежды. Шаолинские монахи практически не носят головных уборов, в том числе и долгожители, придерживаясь, правила: «Холод способствует пробуждению положительной энергии».


    Е жедневный распорядок жизни монахов, - медитация, чтение молитв, учеба, заготовка дров, робота в поле, занятие боевым искусством. Но, невзирая на большое количество дел, он очень четко организован. Повседневная жизнь обитателей монастыря не только строго регламентирована, но и построена по схеме, которая отвечает наивысшим критериям здорового образа жизни. Все, чем занимается каждый из монахов, - от утреннего пробуждения до отхода ко сну, - четко расписано и имеет научное обоснование. Современные исследователи здорового образа жизни рассматривают организм человека как единый механизм, который состоит из множества деталей.


    О тсутствие даже одного «винтика» в этом механизме приводит к его остановке. Включенный же механизм должен работать ритмично из месяца в месяц, из года в год. Только так можно обеспечить нормальное функционирование всех внутренних органов человека, сохранить здоровье и долго жить. А если человек несвоевременно питается, возникают заболевания желудка. Поскольку желудок является емкостью, в которую поступают питательные для организма вещества, его заболевание отражается на состоянии всего организма, приводит к плохому кровообращению, теряются силы. Беспорядочная деятельность человека тоже негативно влияет на кровообращение, нерегулярный сон провоцирует бессонницу и нервное истощение. Поэтому строго регламентированный распорядок жизни монахов, регулярное питание и правильное чередование всех видов деятельности является важными условиями сохранения здоровья и долголетия.

    М онахи Шаолиня закаляют свое тело, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду, что тоже способствует укреплению их здоровья.


    П роснувшись, монахи следуют на высокий горный склон, где, повернувшись на юго-восток, выполняют дыхательные упражнения, наполняя организм энергией. На протяжении всего года они вывешивают и просушивают постельное белье и одежду под прямым солнечным лучами (около 2 часов). Благодаря этой процедуре погибают многие бактерии и микроорганизмы.


    Х олодные ванны - один из эффективных способов укрепления организма. В Шаолине всегда практиковалось умывание и обливание холодной водой, которые повышают сопротивляемость организма, улучшают его физическое состояние и закаляют волю. Весной и осенью холодные ванны обычно принимают один раз в неделю, летом - ежедневно, а зимой - один раз в 10 дней, не считая ежедневного умывания холодной водой, а также ополаскивания ног перед сном.


    К роме солнечных лучей, свежего воздуха и холодной воды, для закаливания тела и воли монахи Шаолиня всегда использовали неблагоприятные погодные условия: холод, зной, дождь и резкий ветер. Их долголетний опыт свидетельствует: чем хуже погода, тем лучшие условия для закаливания. Зимой монахи устраивают снежные бои между собой. Для этого каждый из них должен слепить по 100 снежных снарядов и приготовиться к битве. Обычно, битва заканчивается дружественным смехом, улучшается настроение и самочувствие.

    Кодекс морали вед буддизма, услышанный и записанный:

    1. Моя жизнь - это большая драгоценность.

    2. Ежедневно делай больше, чем от тебя ожидают.

    3. Ты можешь ошибаться. Учись на ошибках, но не сосредоточивайся на них. Иди дальше.

    4. Вознаграждай себя за длинный и настойчивый труд. Цени любовь близких людей к тебе. Любимая семья - залог успеха.

    5. Все наши достижения и неудачи являются прямым результатом нашего способа мышления. Твой внутренний потенциал бескрайний. Всегда улыбайся!

    6. Без избыточной гордости и апломба помогай другим.

    7. Не загромождай свой путь ненужным. Каждый твой день - неповторим. Не суетись в пустяковых делах..

    8. Каждый день твоей жизни - это Божий подарок. Жизнь временами несправедлива. Не грусти!

    9. Каждый день - как последний день в твоей жизни. Забудь о вчерашних поражениях и завтрашних заботах. Сегодня - лучший день в твоей жизни. Это твой день.

    10. Рядом с тобой живут люди, которые живут как ты - последний день. В полночь их возможно не станет. Люби их в настоящий момент. И не жди вознаграждения.

    11. Смейся над жизнью и над собой. Думай положительно. Не относись к себе слишком серьезно. Ни дня без смеха!

    12. Ты - человек особенный и должен вести себя тоже по-особенному.

    13. Каждый день встречай улыбкой. Плохого настроения не бывает. Бодрость. Зарядка. Новый день лучше вчерашнего, потому что Бог дал тебе его.

    14. Ставь конкретные задания на каждый день. Доводи начатое до конца. Разбивай большие проекты на этапы и добивайся выполнения каждого из них сегодня. Не отвлекайся на несущественное, что не имеет отношения к сегодняшнему плану.

    15. Не позволяй никому портить тебе настроение. Твое время слишком дорого, чтобы тратить его напрасно.

    16. Не унижай себя гневом. Не унижай себя ненавистью к кому-либо.

    17. В любых неурядицах ищи хорошее зерно. Находи эти зерна. Пользуйся ими.

    18. Счастливый не тот, кто получает, счастливый тот, кто отдает! Протягивай руку помощи! Улыбайся! Жизнь - прекрасна!

    "Артефакты"
    ©При копировании ссылка на сайт обязательна

    Я стоял в задних рядах группы скромных бритоголовых китайских студентов в шелковых кимоно для кунг-фу, ожидая своей очереди, чтобы пройти на веранду. Ты, наверное, подумал, что дело происходило к северу от Великой стены. Но мы находились в Кэтфорде, к юго-востоку от Лондона. Странное место для проведения тренировки в суровом стиле монахов Шаолиня.

    Я хотел выйти за пределы четырех десятков лет восточных боевиков и проникнуть в саму суть методов тренировки этих монахов. Их образ жизни можно охарактеризовать как достаточно экстремальный, и я хотел понять, какие их принципы может перенять обычный посетитель спортзала. Я ожидал, что почувствую атмосферу древнего храма, но первый монах, которого я увидел, был одет в футболку и джинсы и играл на своем айфоне. Меня представили учителю, 25-летнему монаху по имени Шуэй, а потом я оказался в задних рядах.

    Крадущийся тигр

    За этим последовала самая изнуряющая тренировка ног в моей жизни. Разминка состояла из эстафет по прыжкам в длину и бега на карачках, после которого мои икры горели огнем. Потом наступило время отжиманий. «Наконец-то, - подумал я, - что-то привычное». Я ошибался. Упражнение надо было выполнять используя только три пальца на каждой руке, включая большой. Так укрепляется не только грудь, но и пальцы, которые потом надо использовать в упражнении «стойка на руках». Короче, мне дались лишь десять повторов, потом пришлось упереться в пол ладонями, иначе пальцы просто сломались бы.

    Дальше мы изучали стойки кунг-фу, замирая в каждой по несколько минут. После 30 секунд в глубоком приседе учитель заставил меня немного приподнять тело, нагрузив квадрицепсы и ягодичные мышцы. Несколько минут в таком положении - это круче любого приседания с весом. Через два часа нам показали короткое выступление юных учеников. Самый маленький (я спросил, сколько ему, оказалось - 12) сложил руки и прыгнул вниз головой. Прежде чем я успел подумать: «Сотрясение мозга», он выполнил сальто, а потом повторил трюк еще раз. Его движения были невероятно быстрыми и точными. При этом он был худой, а любой гимнаст, который мог бы повторить такое, был бы накачанным.

    Все это существует только в твоей голове

    Почему за упражнениями монахов так интересно наблюдать, так это потому, что они, похоже, ни во что не ставят собственную безопасность. Оказывается, при правильном обучении вовсе не страшно рухнуть лбом об пол. «Сначала ты просто встаешь на голову, - сказал мне Шуэй. - Стоишь десять минут, потом полчаса, потом час - и так далее, пока не разработаешь силу для выполнения этого упражнения». Учитель вообще не приемлет упражнения с весами: он спросил меня, зачем я тягаю их, если не могу поднять свое тело с помощью рук. Справедливое замечание, особенно с учетом того, что существуют научные данные, подтверждающие эффективность упражнений с собственным весом. По данным из Journal of Strength and Conditioning, традиционные упражнения с сопротивлением и плиометрические упражнения показывают одинаковую прибавку силы с такими упражнениями, как приседания со штангой на плечах и становая тяга. Как говорит Шуэй, «все наше тело является тренажером».

    Но как они могут переносить такие интенсивные тренировки без накопления мышечной массы? Дело в особой диете, которая состоит из китайского белого хлеба, приготовленного на пару, множества овощей и небольшого количества рыбы изредка. Совсем не то, что советует западная наука, которая во главу угла ставит белок. Пшеничные зародыши, из которых делают хлеб, содержат октакозанол, который улучшает прилив крови к мышцам, и витамин Е, который защищает их от боли. Такой режим питания создает спортсмена, который может тренироваться весь день с минимальной усталостью мышц. Октакозанол продается как пищевая добавка, но тебе еще потребуется налегать на печеньки из хлопьев, чтобы не потерять энергию.

    Монахи тренируются семь дней в неделю, с 5:30 до 18:00, с перерывом на обед. Когда я спросил о разгрузочных днях и восстановлении, Шуэй пожал плечами и ответил, что у них есть полчаса на сон после обеда, чтобы набрать энергию на послеобеденное время. И снова научные данные подтверждают эффективность древней мудрости. По данным The Journal of Sleep Research, полчаса послеобеденного сна улучшают время реакции, повышают бдительность и точность при выполнении тестовых заданий. Спящий тигр, затаившиеся выгоды.

    Я покидал Кэтфорд с таким чувством, будто меня обставили какие-то детишки. Но я был благодарен Шуэю. В системе тренировок любого мужчины есть место для принципов, которых придерживаются монахи Шаолиня, - практичных упражнений с собственным весом и полной вовлеченности. Главное - не биться лбом об стену.

    • Призер Международных соревнований «Телезвезда кунфу 2006г.»
    • На протяжении нескольких лет Руководитель и старший тренер сборных команд выезжающих на Международные соревнования в различные страны Мира.
    • Является разработчиком целого ряда уникальных программ по всестороннему развитию личности подростков.
    • Автор и постоянный ведущий семинаров «Искусство Востока в жизни европейца». Семинары проводятся как в России так и за рубежом.
    • Автор и реализатор «Концепции объединения различных направлений боевых искусств на основе гармоничного взаимодействия их руководителей».
    • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2010г.
    • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2011г.
    • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2012г.
    • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2014г.
    • Призёр 1-го Европейского Фестиваля Шаолиньской культуры в Берлине 2012 г.
    • Призёр 3-го Европейского Фестиваля Шаолиньской культуры в Англии 2014 г.
    • С 2001 года по настоящее время представитель Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Мастера Ши Юнсина, как его личный ученик.
    • На протяжении нескольких лет Руководитель летних детско-юношеских спортивно-оздоровительных выездных лагерей.
    • Разработчик и реализатор программ «Бесплатные оздоровительные занятия выходного дня на ВВЦ»
    • Ведет активную социальную политику, участвует в благотворительных акциях, проводит бесплатные обучающие семинары.
    • образование: Высшее
      1997 - 2001 гг.
      Московский государственный университет культуры и искусств
      Специальность - Культурология
      Специализация - Межкультурные коммуникации
      В 2005 г. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма (ИПК и ППК РГУФК)
      курс "Технология оздоровительно-коррегирующего синтез-тренинга детей с ограниченными возможностями здоровья".
      В 2006 г. ИПК и ППК РГУФК
      курс "Организация занятий оздоровительной гимнастикой с использованием средств Ушу".
      С 2006 по 2009г. соискатель учёной степени кандидата наук по специальности общая психология, история психологии и психология личности РГУФК (ГЦОЛИФК)
      С 2006 г. постоянный участник Международных научных конференций "Рудиковские чтения"
      C 2007 - 2008гг.
      Московский городской психолого-педагогический университет
      Диплом о профессиональной переподготовке ПП 916207, по программе "Педагогические здоровьесберегающие технологии. Аттестационная работа "Оздоровительно-воспитательная роль практики восточных боевых искусств в социальных условиях современного мегаполиса"

    Интервью с Председателем Правления о Центре "Дамо", мероприятиях Центра и боевых искусствах в России.

    Р асположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

    1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

    На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

    Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

    2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

    Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

    3. Познания в области медицины

    Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

    ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

    Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

    • «пестование жизни» путем медитации;
    • солнечные ванны;
    • закаливание холодом, жарой и ветром;
    • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
    • холодные водные ванны;
    • продление жизни с помощью цигун;
    • сбрасывание веса ходьбой;
    • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
    • продление жизни с помощью секретов медицины;
    • прочищение организма с помощью массажа;
    • оздоровление с помощью ушу.

    Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

    Принципы питания

    Основная пища

    Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна - это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

    Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций - ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

    Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка - основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

    Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

    Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

    Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

    В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

    Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

    Расписание приемов пищи

    ЗАВТРАК
    Время: 6 часов.
    Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
    Количество: 2 - 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

    ОБЕД
    Время: 11 часов.
    Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
    Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

    УЖИН
    Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
    Количество: 1 - 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

    Чайный рацион

    Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

    Весенний чай : 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 - 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

    Летний чай : 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

    Осенний чай : 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

    Зимний чай : 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

    Чай долголетия для любого времени года : 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

    Дикие растения в рационе монахов

    • Лилейник лимонно-желтый , или одуванчик обыкновенный . Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
    • Пастушья сумка . Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
    • Мята полевая . В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
    • Портулак . Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
    • Полынь волосовидная . Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
    • Ива . Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
    • Бодяк японский . Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
    • Китайский ямс . Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
    • Таро . Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
    • Боярышник . Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
    • Каштан . Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
    • Гинго . Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 - 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.

    Витамины и долголетие

    Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

    Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

    Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

    Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

    Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

    Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

    ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт", №2 1995 г./

    Н аверное, нет такого человека, который бы не слышал о ШАОЛИНЬ... только ассоциации будут у каждого свои - у кого-то в воображении всплывают картины из фильмов о боевых искусствах, "летающих" монахах, у кого-то лучшие достижения нетрадиционной медицины, а кто-то просто вспомнит прославленный своей историей и архитектурой буддийский монастырь в центре Китая. Легенд, тайн и загадок, действительно, множество!

    О монахах монастыря Шаолинь, в Китае существует много легенд. Они удивляют людей своими мистическими способностями, совершенным владением своим телом, крепким здоровьем и непревзойденной силой воли, а также большой продолжительностью жизни. Исследователи утверждают, что режим и образ жизни монахов является оптимальным для организма человека.

    М онахи живут в кельях - просторных комнатах с высокими потолками и окнами, выходящими на солнечную сторону. В кельях мебель только деревянная. В помещении разрешены канонические книги и письменные принадлежности. Однако монахам нельзя иметь никаких лишних вещей, чтобы не загромождать комнату и не собирать пыль и грязь.

    С вои комнаты монахи убирают ежедневно по принципу "тройной уборки пыли": со стен, с пола и с одежды. Жители монастыря придерживаются старинной заповеди, согласно которой в храме должно быть чисто, а человеку находиться в нем можно только с чистым сердцем.


    Е жедневная уборка обязательно сопровождается разбрызгиванием воды, которая способствует поддержанию нормальной влажности воздуха в помещении и предотвращает его запыление, а, следовательно, препятствует попаданию сухого и грязного воздуха в легкие, исключает заболевание дыхательных путей.

    В се эти правила гигиены и жизненный уклад в монастыре положительно отражаются на здоровье монахов, способствуют их долголетию. Они в полной мере отвечают современным научным представлениям и требованиям.


    В монастыре монахи занимаются повседневными делами, а в кельях отдыхают. Именно там они проводят две трети своей жизни. Значительная часть жизни любого человека проходит в помещении, потому между условиями проживания и здоровьем есть прямая связь.


    О дежда монахов отличается свободным покроем и строгим цветом, она не стягивает кожу, не мешает свободному кровообращению. По мнению современных пропагандистов здорового образа жизни, одежда нужна человеку главным образом для того, чтобы беречь его от холода, защищать от повреждений и инфекции. Здоровый человек должен одеваться легко.


    Э то способствует улучшенному обмену веществ и испарению пота, а, следовательно, создает комфортный психологический и физический микроклимат организма, благоприятно влияет на работоспособность и его стойкость к заболеваниям. Скромные цвета одежды монахов тоже играют важную роль в сохранении их здоровья.


    Б елый и серый цвета летом отталкивают солнечные лучи и защищают от жары, а зимой сохранить собственное тепло помогут черный и фиолетовый цвета одежды. Шаолинские монахи практически не носят головных уборов, в том числе и долгожители, придерживаясь, правила: «Холод способствует пробуждению положительной энергии».


    Е жедневный распорядок жизни монахов, - медитация, чтение молитв, учеба, заготовка дров, робота в поле, занятие боевым искусством. Но, невзирая на большое количество дел, он очень четко организован. Повседневная жизнь обитателей монастыря не только строго регламентирована, но и построена по схеме, которая отвечает наивысшим критериям здорового образа жизни. Все, чем занимается каждый из монахов, - от утреннего пробуждения до отхода ко сну, - четко расписано и имеет научное обоснование. Современные исследователи здорового образа жизни рассматривают организм человека как единый механизм, который состоит из множества деталей.


    О тсутствие даже одного «винтика» в этом механизме приводит к его остановке. Включенный же механизм должен работать ритмично из месяца в месяц, из года в год. Только так можно обеспечить нормальное функционирование всех внутренних органов человека, сохранить здоровье и долго жить. А если человек несвоевременно питается, возникают заболевания желудка. Поскольку желудок является емкостью, в которую поступают питательные для организма вещества, его заболевание отражается на состоянии всего организма, приводит к плохому кровообращению, теряются силы. Беспорядочная деятельность человека тоже негативно влияет на кровообращение, нерегулярный сон провоцирует бессонницу и нервное истощение. Поэтому строго регламентированный распорядок жизни монахов, регулярное питание и правильное чередование всех видов деятельности является важными условиями сохранения здоровья и долголетия.

    М онахи Шаолиня закаляют свое тело, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду, что тоже способствует укреплению их здоровья.


    П роснувшись, монахи следуют на высокий горный склон, где, повернувшись на юго-восток, выполняют дыхательные упражнения, наполняя организм энергией. На протяжении всего года они вывешивают и просушивают постельное белье и одежду под прямым солнечным лучами (около 2 часов). Благодаря этой процедуре погибают многие бактерии и микроорганизмы.


    Х олодные ванны - один из эффективных способов укрепления организма. В Шаолине всегда практиковалось умывание и обливание холодной водой, которые повышают сопротивляемость организма, улучшают его физическое состояние и закаляют волю. Весной и осенью холодные ванны обычно принимают один раз в неделю, летом - ежедневно, а зимой - один раз в 10 дней, не считая ежедневного умывания холодной водой, а также ополаскивания ног перед сном.


    К роме солнечных лучей, свежего воздуха и холодной воды, для закаливания тела и воли монахи Шаолиня всегда использовали неблагоприятные погодные условия: холод, зной, дождь и резкий ветер. Их долголетний опыт свидетельствует: чем хуже погода, тем лучшие условия для закаливания. Зимой монахи устраивают снежные бои между собой. Для этого каждый из них должен слепить по 100 снежных снарядов и приготовиться к битве. Обычно, битва заканчивается дружественным смехом, улучшается настроение и самочувствие.

    Кодекс морали вед буддизма, услышанный и записанный:

    1. Моя жизнь - это большая драгоценность.

    2. Ежедневно делай больше, чем от тебя ожидают.

    3. Ты можешь ошибаться. Учись на ошибках, но не сосредоточивайся на них. Иди дальше.

    4. Вознаграждай себя за длинный и настойчивый труд. Цени любовь близких людей к тебе. Любимая семья - залог успеха.

    5. Все наши достижения и неудачи являются прямым результатом нашего способа мышления. Твой внутренний потенциал бескрайний. Всегда улыбайся!

    6. Без избыточной гордости и апломба помогай другим.

    7. Не загромождай свой путь ненужным. Каждый твой день - неповторим. Не суетись в пустяковых делах..

    8. Каждый день твоей жизни - это Божий подарок. Жизнь временами несправедлива. Не грусти!

    9. Каждый день - как последний день в твоей жизни. Забудь о вчерашних поражениях и завтрашних заботах. Сегодня - лучший день в твоей жизни. Это твой день.

    10. Рядом с тобой живут люди, которые живут как ты - последний день. В полночь их возможно не станет. Люби их в настоящий момент. И не жди вознаграждения.

    11. Смейся над жизнью и над собой. Думай положительно. Не относись к себе слишком серьезно. Ни дня без смеха!

    12. Ты - человек особенный и должен вести себя тоже по-особенному.

    13. Каждый день встречай улыбкой. Плохого настроения не бывает. Бодрость. Зарядка. Новый день лучше вчерашнего, потому что Бог дал тебе его.

    14. Ставь конкретные задания на каждый день. Доводи начатое до конца. Разбивай большие проекты на этапы и добивайся выполнения каждого из них сегодня. Не отвлекайся на несущественное, что не имеет отношения к сегодняшнему плану.

    15. Не позволяй никому портить тебе настроение. Твое время слишком дорого, чтобы тратить его напрасно.

    16. Не унижай себя гневом. Не унижай себя ненавистью к кому-либо.

    17. В любых неурядицах ищи хорошее зерно. Находи эти зерна. Пользуйся ими.

    18. Счастливый не тот, кто получает, счастливый тот, кто отдает! Протягивай руку помощи! Улыбайся! Жизнь - прекрасна!

    "Артефакты"
    ©При копировании ссылка на сайт обязательна

    Похожие статьи