• Лучшие приемы рукопашного боя. Как научиться драться в домашних условиях

    01.06.2022

    В данной статье мы расскажем вам, о том как научится драться, поскольку в современных условиях подобный навык пригодится не только мужчине, но и хрупкой девушке , которая может оказаться в сложной ситуации.

    Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с приступами открытой агрессии со стороны другого человека. Даже если вы неконфликтный человек, помните, что стать жертвой неадекватного поведения окружающих может каждый. Очень часто в подобные ситуации попадают подростки, которые, по мнению нападающего, не способны защитить себя самостоятельно. В связи с этим, каждый мальчишка, пожалуй, задавался вопросом: «Как научиться драться?».

    Безусловно, для этого следует иметь соответствующую физическую подготовку и психологический настрой. Мы не говорим, что нужно вступать в драку в ответ на любое замечание обидчика. Наоборот, сила характера проявляется в тех случаях, когда вы можете уладить конфликт мирным путем и вообще не начинать драку. Однако, лучше все-таки уметь защитить себя и своих близких в любой ситуации.
    Перед тем, как освоить необходимые приемы, осознайте, что научиться драться за один день просто невозможно, настройтесь на регулярные тренировки и периодические физические нагрузки, будьте готовы к возможным синякам и ссадинам.

    Основными помощниками в освоении навыков самозащиты являются выносливость, сила и быстрота реакции . Ведь научиться драться – это еще половина дела, важно также правильно и быстро уходить от ударов. Для освоения этого навыка вам потребуется потенциальный соперник, поэтому лучше всего обратиться в таком случае к профессионалу. В зале вас научат не только драться как ниндзя или как спецназ, а и подробно расскажут, какие болевые точки присутствуют на теле противника, какие методы психологического воздействия самые эффективные и т.д. Согласитесь, имея такое преимущество, вы сможете драться намного лучше и поразите своего соперника намного быстрее, избежав при этом тяжелых последствий, как для себя, так и для него.

    Случается так, что возможности заниматься с тренером, просто нет. Однако не отчаивайтесь, научиться драться можно и самостоятельно . Об основных навыках мы расскажем в данном подразделе, а также продемонстрируем несколько наглядных упражнений.

    Согласитесь, любой из нас может встретиться на улице с человеком, который, мягко говоря, будет настроен недружелюбно. Прежде чем начать тренировки дома, посмотрите несколько видео-уроков приведенных ниже.

    А главное запомните, что готовность отвечать ударом на удар должна стать вашим главным помощником.

    Вас может спасти не техника, не стиль и даже не отличные знания ведения борьбы, а владение собой и своим телом. Даже если вы еще не успели освоить какую-либо технику, запомните основные приемы уличной борьбы и применяйте их в необходимых случаях.

    1. Ударьте противника коленом в пах.
    2. Направьте фаланги пальцев прямо в глаза оппонента и резко нажмите.
    3. Ударьте кулаком в кадык.
    4. Используйте подручные средства: ключи, телефон, зажигалку.

    Да кто-то назовет это «грязными приемами «, но подчас в уличной драке главным становится выжить или получить как можно меньше травм, а иной раз нападавших может быть и несколько человек, поэтому данные приемы могут оказаться крайне эффективными.

    Если вам все же тяжело усвоить, как научиться драться в домашних условиях, то тогда лучше пойти обучаться в зал к одному из тренеров в каком-либо близком для вас направлении.

    Как не бояться драться?

    Иногда перед нами стоит психологический барьер, поскольку не все готовы причинить боль другому человеку. Некоторые боятся не рассчитать удар и нанести серьезные увечья. Здесь важно не боятся, а начинать серьезную работу над собой, готовить себя к возможным трудностям.

    Прежде чем сказать себе: «я слабый, я не умею драться», подумайте, смогли бы вы спокойно смотреть, если бы кто-то приставал к вашей девочке, и начинайте тренироваться прямо сейчас. Безусловно, во время спаррингов вам придется столкнуться с неприятными ощущениями. Ни одно пособие не расскажет вам, как научиться драться, если вы не будете к этому психологически готовы. Не старайтесь избежать боли, не бойтесь ее, только тогда вы сможете избавиться от страха.

    В любой схватке есть свои правила, не зная которых, можно запросто набрать кучу . Надеемся, несколько советов повысят ваши шансы выйти из спортивного или уличного рукопашного боя как можно более невредимым.

    Правило 1. «Будь водой, мой друг» - Брюс Ли

    Знаменитый мастер бесполезных советов не давал. Будьте водой. Подобно ей, принимающей любую форму, подстраивайтесь под противника. Изучите его манеру поведения, но никоим образом не играйте по его правилам. Все это умение приходит с опытом, однако есть и шаблонные виды поведения, против которых изобретены эффективные приемы:

    1. Если оппонент в рукопашном бою встал в глухую защиту и ведет себя пассивно (он уверен в победе и думает, что готов ко всему) — нанесите прямой удар прямо в защиту. Нет, урона это почти не нанесет, но ваш противник может растеряться. Вот тогда и не упускайте возможности провести эффективную атаку.
    2. Оппонент аггресивен — работайте контратаками. Уход от удара и тут же ответный выпад.
    3. Если же противник сам работает контратаками — обманите его, сделайте ложный удар, уклонитесь от его ответного, и сразу бейте снова.

    Правило 2. Удар в голову-корпус!

    О старой доброй связке «голова-корпус » бойцы на поединке частенько забывают, а ведь это может быстро закончить исход боя не в их пользу, если противник использует такой прием. Суть связки в том, что она заставляет оппонента смещать защиту. Удар в голову — защита смещается выше, немного открывая корпус. Через пару связок, правда, лучше поменять направление ударов на «корпус-голова» или переключиться на другие приемы, чтобы не дать противнику привыкнуть к вашему поведению в рукопашном бою.

    Правило 3. Стойте крепко на ногах

    Не отрывайте ноги от земли во время атак. Во-первых, от этого ваши удары теряют мощь, во-вторых, вашим нестабильным положением воспользуется противник. Его ответная атака может отправить вас в нокдаун.

    Правило 4. Экономьте силы

    Это правило можно вывести на первую позицию: по причине его пренебрежения было слишком много случаев нокаута, когда противник попросту «выключал» уставшего бойца. Действуйте наоборот. Сохраняйте спокойствие, не кидайтесь на оппонента, не делайте лишних движений. Терпение.

    Правило 5. Не задерживайте дыхание

    Это тоже типичная ошибка. Дышите равномерно, как будто , прыгаете через скакалку или выполняете другие . В бою, особенно уличном, это позволит сохранить спокойствие.

    Правило 6. Не сводите с противника глаз

    «Я не вижу = меня не видят». Забудьте. В бою противник вас прекрасно видит, и если вы отвели от него глаза, он не передумает бить, а лишь еще больше воодушевится. Не находите, что лучше видеть, куда вы попали, и что в ответ предпринял противник? Самые результативные пропущенные удары — те, которых вы не видите.

    Правило 7. Прямой удар - всему голова!

    70% ударов в любой рукопашной схватке должен составлять прямой удар , или джеб . Меняйте манеру ваших ударов:

    • Хлестко или жестко
    • Сдвоенно и строенно
    • Мягко, для отвлечения
    • Быстро с полувытянутой руки

    Джеб годится практически в любой ситуации. Когда контролируете бой, когда нужно удержать противника на дистанции, да хотя бы просто если не знаете, как работать против своего противника: в таком случае джеб — это что-то вроде разведки боем.

    Правило 8. Переломите ход боя

    Не давайте противнику завершить связку ударов: нарушьте его планы, ударив в разрез. Второй рукой — защищайте голову и корпус. Ни в коем случае не отсиживайтесь в защите: пропущенные удары все равно будут.

    Правило 9. Никогда не оставляйте противника безнаказанным

    Как бы не проходила рукопашная схватка, противник не имеет права провести серию ударов, отойти, затем снова начать атаку. Он не имеет права опускать руки. Скрещивать ноги, отрывать их от земли во время атак — тоже. Ему нельзя зажмуриваться, терять вас из виду. Ему запрещено вообще допускать ошибки, иначе будет получать наказания в виде пропущенных от вас ударов.

    Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя Терехин Константин Игоревич

    Глава 16 Техники ударов руками

    Отработка ударов руками

    Самый короткий путь тот, который знаешь!

    1. Упражнение на внезапность

    Предлагаю отличное упражнение на внезапность/неожиданность удара. Встаньте перед зеркалом на длину вытянутой руки (или чуть больше). Затем молниеносно нанесите прямой или боковой удары рукой в подбородок из положения опущенных рук. После этого отработайте серию (избегайте пауз и задержек между вашими действиями) из двух-трех ударов.

    При выполнении любого упражнения, данное – не исключение, необходимо следить, чтобы тело не выдавало удара, чтобы плечи, лицо и т.д. не двигались перед ударом.

    Затем можете попробовать тоже на груше в полную силу из нормальной обычной стойки. Усложняя упражнение и делая его более близким к реальности, добавьте шаг вперед.

    Если вы сумеете ударить первым, ты победите в 99 случаях из 100!

    2. Прямой удар в голову тейшо

    Обычно старт производится за счет движения плеча или таза. Наша же цель – научиться стартовать за счет движения кисти. Для отработки стартового импульса на запястье ПП набрасывается веревочная петелька, за которую ВП резко дергает руку.

    Цель: ощутить на практике импульс, идущий из руки.

    Для отработки прямого удара в область головы – тейшо – отрабатываются удары в разные мишени. Например, в лапу, в ростовой манекен, в набивной мяч (эта поверхность по своим характеристикам сходна с реальным лицом). Отдельное внимание следует уделить практике ударов в большой щит с амбразурой, удерживаемый ВП для того, чтобы отрабатывать акцентированный удар в подвижную цель.

    3. Отработка ударов кистями («плюхи»)

    Для этого упражнения потребуются две лапы, которые будет держать ВП и пояс или веревка, чтобы привязать к корпусу руки ПП в районе локтей. ПП наносит удары в две лапы тремя различными формами кисти: внутренней стороной ладони в виде черпачка или ковшика (так, как черпают воду), внешней стороной ладони и тецуи («кулак молот», внешним ребром сжатого кулака).

    Задача ПП – развить запястный сустав и наносить удары главным образом за счет сгиба-разгиба расслабленной кисти. (Я назвал такие удары «плюхи». Метко и звучно. :))

    Для этого необходимо изолировать плечевой сустав и по возможности локтевой с помощью фиксации поясом или веревкой рук к корпусу (рис. 16.1 ).

    После практики одиночных ударов ПП начинает отработку серий по два, три, четыре удара каждого вида и их свободного комбинирования. Удары наносятся внешней стороной ладони, внутренней и тецуи.

    4. Удар уракен

    Тактически уракен в основном служит для нанесения шокирующих ударов, основная цель которых – отвлечь внимание противника, кратковременно лишить его зрения или заставить отдернуть голову назад. В качестве проникающего удара уракен, способный привести к иккен хисацу, получается использовать значительно реже. Отсюда становится очевидной важность резкости и скорости при нанесении этого удара.

    Упражнение для отработки стартового импульса такое же, как и описанное выше.

    Практики часто упускают из виду один важный нюанс при нанесении уракена. Секрет в том, что в конечной фазе нанесения этого удара следует выгнуть расслабленное запястье максимально сильно в сторону мишени (рис. 16.2–16.3 ). (Важный момент – здесь не требуется напрягать мышцы; будет достаточно естественно согнуть расслабленное запястье путем резкой остановки предплечья.) Данная форма ударной поверхности позволит существенно усилить сам удар за счет простого добавления вложения кисти (окин. тинкути ).

    Кроме того, такая форма кисти более сложна для защиты: блок приходится ставить значительно дальше от тела, иначе удар все равно попадает в цель.

    прямой уракен в голову (цели: переносица, нос, верхняя губа и область между нижней челюстью и подбородком. Но последние две мишени требуют крайней осторожности из-за возможности повреждения кулака о зубы в реальной ситуации драки.);

    боковой уракен в голову (цели: вся боковая поверхность головы и лица с особым акцентом на височную область);

    боковой уракен в бок (цель: голова противника, стоящего сбоку).

    Все эти варианты уракена можно отрабатывать в лапу, которую ВП держит либо напротив и на одном уровне с головой ПП, тем самым имитируя лицо агрессора, либо разворачивая ее перпендикулярно, для того, чтобы имитировать боковую поверхность головы, либо отводя в сторону для того, чтобы было возможно отрабатывать боковой уракен в бок.

    Таким же образом и с такой же целью используют набивной мяч, а при возможности резиновый манекен. Отработка ударов в лапу позволяет нарабатывать скорость, не заботясь о возможных травмах, ушибах руки, вызванных неправильным формированием ударной поверхности.

    Набивной мяч. Отработка ударов в набивной мяч дает достаточно наглядное представление о твердости головы человека. И, наконец, отработка в манекен позволяет понять реальный вход удара и возможные последствия, возможную деформацию лица реального оппонента. Кроме того, манекен позволяет научить руку правильно «ложиться» на рельеф лица и головы реального противника.

    И последнее, на мой взгляд, один из наиболее эффективных видов уракена – хлест расслабленной кистью в область глаз противника.

    5. «Циркулярка» в руки, защищенные щитками

    Прежде чем приступать к выполнению данного упражнения, следует подготовить защитное снаряжение. Как показывает практика, самую надежную защиту дает комбинация из двух щитков. Вы мастерите что-то наподобие «бутерброда»: вниз надевая более жесткие щитки (такие, как те, что обычно прикрывают голень футболистов), а поверх них хорошо использовать щитки, защищающие голень, например, в карате. На моем опыте такая конструкция позволяет надежно защитить руки. Как раз перед началом этого упражнения ВП должен защитить свои предплечья и плечи щитками. (Кстати, об этом я уже подробно писал в разделе «Наше защитное снаряжение».)

    ВП разрешено атаковать ПП любыми ударами: ударами снизу, прямыми, круговыми, уракенами, ударами сверху, тецуи («кулак-молот», т. е. внешним ребром сжатого кулака) и т.д. и т.п. (рис. 16.4 ) ПП представляет две параллельные плоскости, проходящие через зоны его ключиц. Любые удары, пересекающие эту плоскость, должны сбиваться вертикальными ударами тецуи. Я называю этот подход «принцип ПВО» (когда уничтожаются все чужие объекты, попадающие в зону ответственности расчета ПВО).

    Круговые удары так же сбиваются прямолинейными ударами тецуи с разницей в зоне поражения – удар наносится в область от локтевого сустава и выше. При нанесении ПП ударов тецуи должно возникать ощущение, подобное возникающему, когда вы ломаете кирпич, т. е. отбивания, отсушивания рук ВП. (Ваш партнер уже не может наносить эффективные удары? …Что ж. Отличный результат!)

    Это очень важно с точки зрения реального боя. Дело в том, что руки хорошо защищены мышечным каркасом, и для того чтобы на какое-то время лишить противника его «оружия», необходимо наносить достаточно сильные удары, таким образом мышцы потеряют свою подвижность и эластичность. Таким образом, вы сможете, прекратить бой или выиграть время.

    Отработав упражнение, партнеры меняются ролями.

    6. Ломание кирпича

    Следующее упражнение позволяет проверить реальные возможности ударов, и я рекомендую периодически включать его в тренировочный план. Я говорю о хорошо знакомом большинству каратистов тамешивари (разрушение твердых предметов). На мой взгляд, это упражнение – хороший тест для любого бойца.

    Всем известен способ, где опорой являются две точки: два кирпича основа, третий сверху. Вместо него я вам предложу несколько иной подход.

    Традиционный вариант «требует» применения сильного удара, т. е. вложения массы. (При выполнении такого упражнение часто появляется желание навалиться на кирпич всей массой. «Лечь» на него.) Т. е. получается, что чем боец массивнее, тем больше кирпичей он сломает. Это не наш метод. Такое тамешивари нам не нужно! :)

    Для способа, который я предлагаю, больше важны скоростные характеристики, резкость удара и его «вход», чем грубая сила и масса. Вы кладете кирпич на какую-то твердую опору (например, на два кирпича) таким образом, как видно на рисунке – чтобы половина его свешивалась. Т. е. половина кирпича имеет реальную опору, а другая половина висит в воздухе. С целью создания противовеса используется один, два или более кирпичей. Хочу отметить, что чем легче противовес, тем лучше. Высший пилотаж – ломание кирпича без противовеса (рис. 16.5 ).

    Все готово. Теперь вы наносите точный и резкий удар в «свободный» край кирпича. Задача кирпича – разломаться посередине. :) Цель – сломать кирпич без использования противовеса, а если вы все же используете последний – не дать им подпрыгнуть и/или изменить свое положение.

    Важно то, что, применяя такой подход, вы будете развивать свою резкость, скорость и «вход» удара, а не использовать грубую физическую силу.

    Отрабатывая «вход» удара на кирпиче, можно представлять себе, что кирпич на самом деле – плод воображения. Это как бы листик любого хрупкого материала (например, шоколадки) толщиной в 1 мм, находящийся на нижней грани кирпича. При таких условиях ваш кулак способен пройти всю толщину реального кирпича, ни на секунду не затормозив. Как это происходит – верхнюю грань вы проходите с ускорением и останавливаете свой удар на глубине 1–3 см ниже нижней поверхности , нижней грани кирпича. При этом важно «увидеть» (в собственном воображении), что кирпич уже сломан. И абсолютно поверить в это. Все, что остается – провести рукой сквозь него. (Именно по этой причине я часто говорю, что кирпич «ломается головой»:).)

    Таким образом, вам под силу сломать любое количество кирпичей. Единственная сложность заключается в воображении. Все, что для этого требуется – реально представить , что толщина кирпича равна миллиметру (то, что вам она видится большей – иллюзия, игра воображении). Согласен, это довольно сложно. (Но все-таки реально. А кто обещал, что будет легко? :)) Помните, в знаменитом фильме «Матрица»: «Ложки нет».

    Разбивать кирпич нужно ударом тецуи. Выполняя его, важно соблюдать правильную траекторию нанесения – вытянутая парабола. Т. е. удар выполняется почти по прямой. А в самый последний момент совершается петлеобразное движение, как бы отбрасывая часть кирпича в сторону. Таким образом, и выходит, что внешне траектория удара выглядит как парабола.

    Тамешивари дает отличный психологический опыт. Выполнение этого удара – не только тест на кондицию удара, а больше опыт преодоления страха и навык развития своего воображения. «Победа» над кирпичом на самом деле – победа над собой. Помимо всего прочего, успешные результаты разбивания кирпичей делают бойца значительно увереннее в своих силах. (Оно и понятно, ведь тело противника уж куда мягче, чем кирпич. :))

    Из книги Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск автора Вельмякин В Н

    Глава 2. ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ РУКАМИ Удары руками являются одним из основных элементов нападения.Они включают в себя;а) удары кистью (кулак, ребра ладоней, основание ладони, внешняя и внутренняя стороны ладони)б) удары предплечьемв) удары локтемОсновным средством защиты от

    Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 3 Глава 12. автора Кадочников Алексей Алексеевич

    12.4. Защита от ударов руками Пример 1 (рис. 37)Ситуация: противник наносит прямой удар рукой в лицо (рис. 37а).Решение: защищающийся, находясь в стойке с верхней рамкой, принимает атакующую конечность противника (кисть, предплечье) на внутреннюю сторону своей кисти,

    Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

    3.3.1.1. Классификация техники ударов руками В спортивном разделе тхэквондо удары руками выполняют неосновную функцию, поскольку правилами соревнований разрешено наносить удары руками только в туловище, в обозначенную «мишень». Кроме того, оценка за удар в туловище

    Из книги 100 лучших приёмов тайландского бокса автора Атилов Аман

    3.3.1.2. Классификация техники ударов ногами В спортивном тхэквондо по признаку формы траектории используются следующие удары ногами: прямые, сбоку и реверсивные (рис. 3.3). Рис. 3.3. Траектории ударов ногами в тхэквондоК прямым ударам относятся все удары, наносимые по прямой

    Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин автора Атилов Аман

    4.2.1. Общие основы техники ударов руками Удары в тхэквондо – основное средство нападения, важнейший компонент технической оснащенности бойца.В спортивном разделе тхэквондо установлены определенные части тела, по которым могут наноситься удары руками и ногами.Руками

    Из книги Азбука бокса автора Атилов Аман

    4.3.1. Общие основы техники ударов ногами Ногами могут наноситься удары в туловище по «мишени», обозначенной на жилете кругом, и в голову. Все нокауты и нокдауны в тхэквондо достигаются за счет ударов ногами в голову.Техника ударов ногами значительно сложнее техники ударов

    Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

    ГЛАВА 2 Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в большенстве современных единоборств.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное

    Из книги Бокс за 12 недель автора Атилов Аман

    Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

    ТЕХНИКА УДАРОВ РУКАМИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕХНИКЕ УДАРОВ РУКАМИУдары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

    Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

    Глава 3. Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в большинстве современных единоборств.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное

    Из книги Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя автора Терехин Константин Игоревич

    Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

    Глава 3 Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

    Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

    Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

    Из книги автора

    Глава 15 Техники ударов ногами Принцип «ноги как руки»Замечали ли вы, что при движении руками вы редко когда изменяете положение своего тела. А что с ногами? Вот! Сейчас мы и поработаем над тем, как «отсоединить» движения корпуса от движений ног и рук. Следует стараться

    Из книги автора

    Защита от ударов руками Уровень боеспособности любого бойца определяется именно арсеналом защитных действий. Каким бы мощным ни был у тебя удар, шансы на победу в бою стремятся к нулю, если ты не умеешь защищаться.Существуют различные защитные приемы. Защита руками:

    Из книги автора

    Техника ударов руками Почему, обучаясь кикбоксингу, следует начинать с отработки ударов руками?Удары руками являются универсальным оружием, которое используют бойцы разных видов единоборств. Это удобный инструмент для защиты в узком пространстве. При ударах руками

    Знание – столь драгоценная вещь,

    что его не зазорно добывать из любого источника

    Очень часто «студенты» (в Ниппон кэмпо принято называть обучаемых учеников – «студенты»), могут проводить занятия в «домашних» условиях, но не понимают как?

    Итак, самоподготовка в рукопашном бое предполагает самостоятельную работу обучаемого в домашних условиях.

    Самоподготовка в рукопашном бою решает ряд задач:
    • закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ, контрольных задач и т.д.
    • выработка рациональных методов и приемов понимания техники;
    • обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с «собой», то есть – самосовершенствование;
    • развитие воли, умения преодолевать трудности;
    • формирование характера, духа;
    • выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, и т.д.;
    • совершенствование развития двигательной памяти, мышления, и других способностей.
    • повторяя технику самостоятельно, «студенты» быстрее усваивают материал, что позволяет группе обучаемых Ниппон кэмпо, быстрее прогрессировать и получать больше информации.

    Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего обучения . Студент самостоятельно вспоминая и пропуская технику через себя, больше начинает понимать и осознавать сами принципы выполнения упражнения.

    В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при закреплении на занятиях.

    Проводя занятия дома или на пересеченной местности, или в командировке, обучаемый должен понимать принципиальные основы безопасности упражнений:

    • стараться не стараться (когда стараются без преподавателя, часто заучивают неправильный навык);
    • не оставить здоровье, а его приобрести (пытаясь сделать больше и резче, многие получают травмы);
    • больше концентрироваться на процессе, а не на конечном результате;
    • помнить: что лучше меньше, да чаще (привычка постоянно самосовершенствоваться, важнее порыва «одного дня»).

    Мы рассмотрим, как проделывать тренировочную работу основных мышечных групп для формирования ударной техники в рукопашном бою.

    Любой удар формируется от отталкивания ноги и передачи энергии в бедра. Поэтому часто говорят «бейте ногами».

    Первое упражнение

    Одно из упражнений для развития ног начинается с «взрывных» упражнений для мышц ступни, это всевозможные «наскоки», прыжки, «выпрыгивания». Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять 4 -5 подходов по 30 секунд.

    Второе упражнение

    Другое, очень полезное упражнение, это всевозможные скручивания в бедрах, при этом за спиной можно удерживать не только гриф от штанги, но и обыкновенную палку или швабру. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

    Третье упражнение

    Это упражнение направлено на совмещение работы отталкивания ноги и одновременного выбрасывания грифа или палки двумя руками вперед. Перед выполнением упражнения нужно хорошо размять коленные суставы. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

    Четвертое упражнение

    Отжимание стоя на возвышенности. Упражнения служит для развития мышц спины, рук. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

    Пятое упражнение

    Упражнение называется – «накатывание». Перекатывание с основания сустава указательного пальца кулака, на локоть и обратно. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

    Упражнения по рукопашному бою с простым тренажером

    После физической работы с мышцами, мы переходим к отрабатыванию ударной техники на простом тренажере.

    Для изготовления такого тренажера не требуется ни денег, ни фешенебельного спортзала. Этот тренажер всегда с Вами и под рукой. Для этого понадобится только небольшая веревка или шнурок и обыкновенное полотенце, или любая иная матерчатая вещь (рубашка, футболка и т.п.).

    Закрепляем матерчатую вещь по центру и вешаем ее на вешалку или другой крюк.

    На этом тренажере можно нарабатывать траектории ударов рук, ног, локтей, коленей. Практиковать комбинационные ударные техники. Главное помнить, что было бы желание, а как сделать тренажер мы подскажем. И еще, важно общаться и заниматься под руководством опытного человека или инструктора, мы же не лечим зубы сами, мы ходим к врачу. А самолечение приводит к нехорошим последствиям. Не болейте!

    В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:


    – атакующие действия;

    – защитные действия;

    – контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).


    В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:


    – приемы боя без оружия;

    – приемы боя ножом;

    – приемы боя малой лопатой;

    – приемы боя пистолетом;

    – приемы боя автоматом.


    Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1).

    Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующих комплексов приемов.

    Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:

    – атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;

    – защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;

    – контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.

    Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:

    – атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;

    – защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;

    – контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.

    Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:


    – невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;

    – вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;

    – вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;

    – вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;

    – вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;

    – освобождения от захватов: за кисти рук; за локти; за грудь; за плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживающую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;

    – обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;

    – связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;

    болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.


    Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.

    При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.

    Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).


    Таблица 1. Порядок проведения занятий



    Таблица 2


    Структура, содержание и порядок проведения занятий

    Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.

    Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).

    Каждое из занятий имеет свою цель, время, содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.

    Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7–10 мин. (15–20 мин.).

    В ходе нее решаются следующие задачи:

    – сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;

    – подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.

    Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2–3) строевых приемов командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.

    Рис. 1


    В колонне по одному или по два (устанавливаются интервал и дистанция в 2–3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.

    При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.

    Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5–2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.

    Изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;

    Совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;

    Комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.


    Задачами основной части занятия являются:

    Обучение основам техники приемов рукопашного боя.

    Обучение основам тактики рукопашного боя.

    Развитие специальных и психических качеств.

    Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:

    – быстро меняющейся тактической обстановки;

    – изменения погодных условий;

    – ранений.

    Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

    Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35–40 минут, а при двухчасовом – 65–70 минут.

    В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно. Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные – до 25 человек) примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.

    Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.

    Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2–3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу, или по срокам службы, или по уровню обученности.

    Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разбитые на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10–15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).

    Для проведения основной части занятий по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа на каком учебном месте какие приемы отрабатывает.

    Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5–6 мин. (10–15 мин.) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин. (50–60 мин.) разучиваются новые приемы.

    Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях, руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.

    В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения, которая проводится двумя основными способами.

    Первый, поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия или кратковременные учебные схватки (используют 4–5 точек).

    Второй – единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.

    Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3–5 мин. (5–10 мин.).


    Заключительная часть решает такие частные задачи, как:

    Приведение мест занятий в порядок.

    Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

    Подведение итогов.


    При подведении итогов руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.

    Кроме того, он дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.

    От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых по отношению ко всему времени занятия.

    Примерное обучение отдельному приему рукопашного боя

    Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.

    Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.

    Для ознакомления с приемом руководитель должен:


    а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;

    б) показать прием в боевом темпе;

    в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.

    Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различных видов оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;

    г) показать прием еще раз в медленном темпе (по частям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара, делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу, делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий, делай ТРИ»;

    д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения». На ознакомление необходимо затрачивать не более 1–2 мин. (3–4 мин.).


    При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.

    Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6–8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.

    Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.

    При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.

    Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.


    В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.

    Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.

    Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).


    Например:

    Для изготовки к бою: «К бою ГОТОВЬСЬ»;

    Для нанесения укола на месте: «КОЛИ»;

    Для нанесения укола в движении: «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;

    Для нанесения ударов: «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.

    Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.

    Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.

    Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2–3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2–3 – основная и заключительная часть приема.

    Выполнив прием 2–4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.

    После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.

    Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.

    Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.

    Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.

    В таком случае руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой. Вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз». Затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два». После чего обозначили контратакующие действия на счет «три».

    Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо, с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.

    Предупреждение травматизма на занятиях

    Рукопашный бой в силу объективных причин – активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приемов и действий – предполагает появление возможных травм и повреждений у занимающихся.

    Поэтому постоянное внимание руководителя к вопросу профилактики травматических повреждений, высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря позволяют избежать травматизма.

    Причинные факторы травматизма

    С этой целью руководитель обязан:

    – постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину и организованность на занятиях;

    – соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием в движении;

    – следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки; применять ножи с надетыми на них ножнами, малые лопаты с чехлами, автоматы с присоединенными штык-ножами, одетыми в ножны;

    – при выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку, и не допускать падения на него;

    – следить, чтобы при обучении приемам обезоруживания, освобождения от захватов болевые приемы в процессе динамики ответных действий проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» немедленно прекращались;

    – приемы нападения (уколы, тычки, удары) только обозначать;

    – постоянно осуществлять контроль за пульсом, давлением, потоотделением у обучающихся, а также следить за окраской их лица, реакцией их глаз, координацией движений с целью определения индивидуальной нагрузки.

    Порядок условий проверки и оценки приемов рукопашного боя

    При проверке качества выполнения приемов рукопашного боя проверяющим назначаются приемы, предусмотренные настоящим разделом, из следующих видов боя:

    – приемов боя без оружия;

    – приемов боя с ножом;

    – приемов боя с малой лопатой;

    – приемов боя с пистолетом;

    – приемов боя с автоматом, которым соответствуют специальные приемы и действия с данным видом оружия.

    Проверка подготовленности военнослужащих по выполнению приемов рукопашного боя производится на ровной, но различной по покрытию площадке в течение одного дня.

    Выставление оценки производится двумя способами.

    1. Военнослужащие выстраиваются по парам в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6–8 шагов с интервалом 2–3 шага. Затем по команде проверяющего первая пара выходит вперед и выполняет поочередно прием, после чего возвращается в строй. Далее по команде из строя выходит вторая пара. В таком порядке прием выполняет весь личный состав подразделения. После первого приема выполняются второй, третий и т. д.

    2. При поточной организации проверки военнослужащий поочередно выполняет назначенные приемы рукопашного боя на заранее расставленных партнерах, действующих за «противника», или чучелах.

    Командир подразделения подготавливает обстановку для проверки. Для этого он назначает и инструктирует военнослужащих, действующих за противника, и выставляет их на площадку. Расставляет чучела и подготавливает соответствующее оружие. Определяет порядок движения при выполнении приемов.

    Проверяемый самостоятельно по команде «ВПЕРЕД» выполняет назначенные приемы рукопашного боя и затем останавливается в конечном положении. Проверяющий в ходе выполнения военнослужащим приемов выставляет в ведомость оценки. Закончивший упражнение становится в строй на свое место.

    Качество выполнения приемов рукопашного боя оценивается следующим образом:

    «отлично», если прием выполнен согласно описанию, уверенно и быстро;

    «хорошо», если прием выполнен согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки;

    «удовлетворительно», если прием выполнен согласно описанию, но были допущены значительные ошибки: сделана остановка там, где требуется слитность движений рук и ног при принятии поступательных движений противника, допущена потеря равновесия при перемещении, однако прием доведен до завершения;

    «неудовлетворительно», если прием не проведен в соответствии с описанием, грубо искажен и не доведен до завершения.

    Предупреждение и исправление ошибок

    Практика показывает, что предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

    В начале разучивания техники приема он осваивается в общих чертах, где анализ и оценка его выполнения не должны быть слишком подробными. Поэтому не следует подмечать и устранять у отдельных занимающихся все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале более существенные, а затем незначительные.

    При групповом методе обучения вначале следует оказывать и устранять ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (с помощью персональных указаний и замечаний без остановки процесса обучения).

    Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала приема, выполненного с ошибкой, а затем приема без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятий.

    Дидактические принципы и методы обучения;

    Знание обучаемыми техники выполнения приемов;

    Правильную организацию учебных занятий;

    Состояние воинской дисциплины и порядка.


    С целью большей объективности и создания единого, наиболее оптимального подхода к оценке качества выполнения приемов рукопашного боя целесообразно конкретизировать настоящее содержание приемов понятиями «незначительные» и «значительные» ошибки в технике их выполнения, которыми следует пользоваться при выведении оценки.

    Всякий прием имеет:

    1. Начало (исходное положение).

    3. Конец (результат выполнения).

    Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому невыполнение любого из них является значительной ошибкой.

    Под значительными ошибками надо понимать те, которые нарушают логическую целостность приема, последовательность выполняемых действий. «Незначительные» же ошибки в технике выполнения приема не нарушают его целостность.

    В таблице 1 излагается перечень незначительных и значительных ошибок, характерных для основных приемов рукопашного боя.

    Оборудование мест занятий по рукопашному бою

    Учебные места занятий должны иметь страшный вид, чтобы они производили должное психологическое впечатление на готовящихся к войне людей.

    Наличие инвентаря и оборудование мест занятий должны качественно влиять на подготовку военнослужащих, так как следует исходить из того, что используемые устройства и инвентарь должны обеспечить обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих форм рукопашного боя по принципу «от простого к сложному».

    Поэтому на площадке для рукопашного боя должны быть выделены места для обучения следующим приемам и действиям.

    Приемам боя без оружия, где происходила бы тренировка следующих приемов:

    – передвижение без оружия;

    – приемы самостраховки;

    – удары рукой и ногой;

    – защиты от ударов рукой и ногой.

    Данное место используется в начальном периоде обучения, для чего должна быть подготовлена ровная и мягкая (травянистая или из песка и опилок) площадка. На этой площадке должен быть инвентарь, который позволит максимально использовать возможности данного вида рукопашного боя (боксерские мешки, набивные и насыпные груши, чучела, мягкая наковальня и т. д.).

    Приемам боя с оружием. Соответствующее место обучения будет использоваться в последующих этапах обучения, так как применяемое оборудование будет обеспечивать обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих видов рукопашного боя (ножом, малой лопатой, автоматом, пистолетом).

    В целях воспитания психологических качеств и лучшего формирования двигательных навыков данное место обучения должно быть более жесткого покрытия (грунт, асфальт), чем место начального периода обучения.

    Используемый инвентарь должен позволить максимально использовать возможности штатного оружия. Таким образом, место оборудуется:

    – стационарными и передвижными чучелами; различного рода мишенями (подвижными и неподвижными);

    – тренажерами и т. д.

    С целью закрепления вновь приобретенных двигательных навыков и совершенствования ранее изученных с обязательным рассмотрением вопросов тактической подготовки оборудуются места для проведения комплексной тренировки двух типов: в виде полевого и городского опорных пунктов. Они должны быть приспособлены к местности таким образом, чтобы способствовать отработке приемов уничтожения противника в рукопашных схватках в зависимости от профессиональной принадлежности данного подразделения в целях психологического закаливания личного состава.

    В связи с курсом тактико-специальной подготовки подбирается соответствующее полевое оборудование.

    Система обучения военнослужащих определенным видам рукопашного боя, выделенным в логически структурную схему, определяет соответствующую последовательность поэтапного прохождения мест занятий.

    Таким образом, места занятий должны формировать физическую, тактико-техническую и психологическую готовность к действиям в рукопашном бою на любой местности, в любую погоду и в разное время суток.

    В целях выработки уверенности в своих силах и способности выдержать все физические и нервно-психические нагрузки рукопашных схваток предусматривается использование штатного оружия и предметов индивидуальной экипировки.

    Военнослужащие, систематически упражняясь на специально оборудованных местах, могут целенаправленно развивать необходимые боевые качества, изучать и совершенствовать технические приемы, а специальное оборудование позволит максимально использовать возможности рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

    Основные принципы выведения противника из равновесия

    В основе техники русского стиля рукопашного боя лежат знание механики человеческого тела и умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удары. Тело человека – это сложнейшая рычажная система, насчитывающая десятки шарнирных соединений. За счет этого обеспечивается высокая подвижность и гибкость нашего тела, что позволяет совершать сложнейшие движения в пространстве. Однако подвижность суставов имеет определенные границы. Выполнение каких-либо движений за рамками этих ограничений невозможно, а принудительное их выполнение под воздействием внешних сил вызывает острую, вплоть до шока, боль.

    Если движение не остановлено, то травма неизбежна. Например, локтевой сустав позволяет сгибать предплечье относительно оси плеча от небольшого отрицательного угла в 2–5 градусов до угла, превышающего 120 градусов, поворачивать предплечье вдоль продольной оси в обе стороны, что в сочетании с подвижностью лучезапястного сустава позволяет описывать кистью руки сложные круговые и спиральные движения.

    Однако попытка сгибания руки в сторону, противоположную локтевому сгибу, вызывает резкую боль, а при достаточном усилии приводит к разрыву связок и увечью.

    Знание границ подвижности каждого сустава, особенно конечностей, позволяет использовать их для управления противником с помощью болевых воздействий. Чтобы вызвать максимальную боль и при этом затратить минимум собственных сил, используются рычаги. Основными элементами рычага являются точка опоры и плечи сил. В зависимости от взаимного расположения точки опоры, силы, совершающей работу, и противодействующей силы в механике рассматриваются три типа рычага.

    Для преодоления противодействующей силы необходимо либо увеличить силу, совершающую работу, либо увеличить длину ее плеча. В рукопашном бою силой, совершающей работу, является прикладывание к противнику усилия, а противодействующей силой – усилие противника. Поскольку ваши силовые возможности почти всегда ограничены, а бой может вестись с более сильным противником, основным способом работы с помощью рычагов является перемещение точки опоры. В качестве точки опоры можно использовать вторую руку, плечо, бедро, голень, предметы на местности (столб, угол здания, кромка траншеи, дерево и т. п.). Для приложения усилия к противнику используют в первую очередь руки и ноги. Усилия можно передавать также бедром, плечом, движением таза, головой. Целью воздействия является нанесение поражающих ударов противнику, выведение его из равновесия и бросок с последующим нанесением ударов или связыванием.

    Условием равновесия человека является размещение вертикальной проекции вектора силы тяжести в пределах опорной площадки.

    Поскольку общий центр тяжести человеческого тела находится в районе таза, управление равновесием осуществляется перемещениями таза и опорной площадки.

    Соответственно, для того чтобы вывести противника из равновесия, необходимо:


    – не допустить возможные перемещения опорной площадки;

    – вывести проекцию вектора веса (Р) за пределы опорной площадки.


    Не существует особых законов движения для живого мира. Все они подчиняются законам классической механики. Поэтому рукопашный бой с точки зрения механики представляет собой физическое явление, сущность которого проявляется во взаимном механическом силовом противодействии физических объектов (противников) друг другу!

    Для успешного понимания иллюстрируем сказанное упрощенными схемами, уравнениями механики и фотографиями, где теоретические этапы рукопашного боя могут выражаться формой расчетных схем раздела сопротивления материалов как сложного сопротивления (сжатия-растяжения, сдвига, кручения и изгиба) в виде:


    – изгиба со сжатием;

    – изгиба с кручением;

    – косого изгиба;

    – изгиба с растяжением.


    Динамическая система, чтобы существовать, должна развиваться, а чтобы развиваться, должна сочетать устойчивость с неустойчивостью. Одна из наиболее распространенных форм нашего мышления – тяготение к привычным, застывшим схемам решения задач, поведение статики.

    На рис. 2 схематически изображена фигура человека, которую условно назовем «противник». Представим себе, что мы нападаем и наша задача – свалить противника.

    Похожие статьи