• Цель релаксационных упражнений в доу. Релаксация для детей дошкольного возраста

    16.09.2021

    Направленность: Релаксация и ее использование для детей 5-7 лет
    Место проведения: Кабинет психолога

    Пояснительная записка

    Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

    Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

    Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

    Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

    Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут
    - В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД
    - Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц
    - Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил
    - Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения
    - Завершение релаксации только на позитиве

    Обучающее занятие (основы расслабления)

    Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы - рядом, но не касаетесь друг друга.
    1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти. Десять - отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут.
    2. Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки. Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» - расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы. Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков.
    3. Снова закрой глаза. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю - раз, два, три - расслабь ротик, закрой его. Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три - опусти язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! - Раз, два, три - Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику?
    4. Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке. Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь. Десять - ты прибежал, конец дистанции, ты - первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый - отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся.
    5. Глазки твои закрыты. Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты - отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации - «Звуки природы»).
    6. Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» - ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

    Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого в сборнике я привела несколько наиболее простых в применении упражнений, которые можно использовать в любом занятии для отдыха и расслабления детей дошкольного возраста.

    Сеансы релаксации

    Релаксация «Воздушный шарик»

    (Дети сидят на стульчиках)

    Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

    А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
    Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

    Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
    Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

    Снова вдохните и наполните легкие воздухом
    Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

    Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

    Релаксация «Полет высоко в небе»

    (Звучит спокойная расслабляющая музыка)

    Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
    Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
    Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе
    А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.
    Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

    Релаксация «Необычная радуга»

    (Упражнение выполняется лежа)

    Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

    Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

    Следующий - желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

    Зеленый цвет - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

    Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

    Релаксационные упражнения

    Положите ладонь на живот. Представьте, что живот - это первый этаж дома. Немного выше находится желудок - это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

    Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа - до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
    Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше - до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
    Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж - до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
    Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

    2. «Глубокое дыхание»

    (Упражнение делается сидя на стульчиках, спина ребенка опирается на спинку стула, расслаблена)

    На счет 1,2,3,4 - делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 - выдыхайте через рот. Время выполнения 2-3 минуты

    3. «Замедленное движение»

    Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
    Есть у нас игра такая - очень легкая, простая.
    Замедляется движенье, исчезает напряженье.
    И становится понятно - расслабление приятно!

    4. «Игра с песком»

    Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.

    Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    5. «Муравей»

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе).

    Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    6. «Улыбка»

    Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…

    Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

    7. «Пчелка»

    Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела.

    Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

    8. «Бабочка»

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.

    Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

    9. «Качели»

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз.

    Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

    10. «Любопытная Варвара»

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
    А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

    Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно - расслабление приятно!

    11. «Лимон»

    Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

    Я возьму в ладонь лимон.
    Чувствую, что круглый он.
    Я его слегка сжимаю -
    Сок лимонный выжимаю.
    Все в порядке, сок готов.
    Я лимон бросаю, руку расслабляю.

    (Выполнить это же упражнение левой рукой)

    12. «Палуба»

    Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону - прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

    Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
    Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

    Учреждение, где я уже пятый год работаю педагогом-психологом, уникально по своему назначению. Это дошкольное учреждение для детей из семей группы социального риска. Дети, воспитывающиеся в детском саду «Гнездышко», обделены родительским вниманием, любовью и заботой – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Проблемы наших детей усугубляются тем, что большую часть своей жизни они проводят в стенах дошкольного учреждения с режимом круглосуточного пребывания.

    Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, 78% детей имеют серьезные неврологические диагнозы.

    Желание помочь заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков является разработанная мной система мер по снятию психоэмоционального напряжения, которые включает «Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста», «Систему работы с сухим бассейном», тренинговые занятия с детьми и др.

    Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

    «Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. В предлагаемом комплексе упражнения расписаны понедельно, с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону):

    1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе УГГ: как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;

    2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.

    Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

    СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Неделя месяца

    сентябрь

    октябрь

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “На полянке”

    1) “Бабочка”
    2) “Волшебный сон”

    1) “Улыбка”
    2) “На полянке”

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “Волшебный сон”

    1) “Пчелка”
    2) “Порхание бабочки”

    1) “Варвара”
    2) “Водопад”

    1) “Качели”
    2) “Порхание бабочки”

    1) “Шишки”
    2) “Водопад”

    ноябрь

    декабрь

    1) “Сорви яблоко”
    2) “Воздушный шарик”

    1) “Сосулька”
    2) “Снежинки”

    1) “Холодно-жарко”
    2) “Воздушный шарик”

    1) “Штанга”
    2) “Снежинки”

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “Полет птицы”
    1) “Тряпичная кукла и солдат”
    2) “Лентяи”

    1) “Шалтай-болтай”
    2) “Полет птицы”

    1) “Драгоценность”
    2) “Лентяи”

    январь

    февраль

    1) “Каждый спит”
    2) “Тихое озеро”

    1) “Муравей”
    2) “Радуга”

    1) “Игра с песком”
    2) “Тихое озеро”

    1) “Винт”
    2) “Радуга”

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “Облака”

    1) “Штанга” (стихи)
    2) “Ручей”

    1) “Солнышко и тучка”
    2) “Облака”

    1) “Олени”
    2) “Ручей”

    март

    апрель

    1) “Кулачки”
    2) “Отдых на море”

    1) “Насос и мяч”
    2) “На полянке”

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “Отдых на море”

    1) “Тряпичная кукла и солдат”
    2) “На полянке”

    1) “Бабочка”
    2) “Волшебный сон”

    1) “Муравей”
    2) “Водопад”

    1) “Игра с песком”
    2) “Волшебный сон”

    1) “Холодно-жарко”
    2) “Водопад”

    июнь

    1) “Шалтай-болтай”
    2) “Воздушный шарик”

    1) “Солнечный зайчик”
    2) “Лентяи”

    1) “Драгоценность”
    2) “Воздушный шарик”

    1) “Игра с песком”
    2) “Лентяи”

    1) “Каждый спит”
    2) “Порхание бабочки”

    1) “Бабочка”
    2) “Полет птицы”

    1) “Винт”
    2) “Порхание бабочки”

    1) “Муравей”
    2) “Полет птицы”

    июль

    август

    1) “Сорви яблоко”
    2) “Радуга”

    1) “Штанга” (стихи)
    2) “Ручей”

    1) “Солнышко и тучка”
    2) “Радуга”

    1) “Варвара”
    2) “Ручей”

    1) “Улыбка”
    2) “Тихое озеро”

    1) “Пчелка”
    2) “Облака”

    1) “Качели”
    2) “Тихое озеро”

    1) “Шалтай-болтай”
    2) “Облака”

    Настрои для релаксации

    В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

    1 этап

    Лечь удобно и расслабиться.

    2 этап

    Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

    3 этап

    Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

    Вводная часть перед каждым настроем

    Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

    Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

    Релаксационные настрои

    “Воздушные шарики”

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    “Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    “Лентяи”

    Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    “Водопад”

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

    “Спящий котёнок”

    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

    “Шишки”

    Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

    “Холодно – жарко”

    Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

    “Солнышко и тучка”

    Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

    “Драгоценность”

    Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

    “Игра с песком”

    Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    “Муравей”

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

    “Улыбка”

    Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

    “Солнечный зайчик”

    Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

    “Пчелка”

    Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

    “Бабочка”

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

    “Качели”

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗРВАНИЮ «СУХОГО» БАССЕЙНА

    1. Использование отдельных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня (на усмотрение воспитателя группы).

    2. Использование отдельных упражнений как часть индивидуального коррекционного занятия (на усмотрение специалистов детского сада).

    Все занятия проводятся под непосредственным руководством, наблюдением педагога.

    Каждое упражнение предполагает повторение от 3 до 5 раз.

    Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, те.е игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.

    • Занятие должно проводиться в игровой форме.
    • Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
    • Занятия следует применять, учитывая возможности ребенка.
    • Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
    • Общая продолжительность занятия – 15-20 мин.
    • Частота занятий – 1 раз в неделю.
    • Занятия проводятся индивидуально.
    • Форма одежды – майка и трусы.

    Этапы занятия

    I - Вводная часть

    Цель. Cоздание игровой ситуации.

    II, III – Основная часть.

    II – Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

    III – Массаж всего тела, развитие общей подвижности.

    IV – Заключительная часть.

    Цель. Мышечная релаксация, позитивный настрой.

    Комплекс упражнений «На озере»

    I ч. Вводная часть

    "Мы с тобой пришли на озеро. Будем купаться, отдыхать. Вода в озере теплая, ласковая. Тебе хорошо и приятно. Но прежде чем плавать, я предлагаю тебе поиграть с водой".

    II ч. «Игра с водой»

    Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

    Упражнение № 1 «Разноцветные круги»

    И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном.

    "Опусти в «воду» правую руку и «нарисуй» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделай и левой рукой" (3-4 раза).

    Упражнение № 2 «Солнышко»

    "А теперь опусти в «воду» обе руки и обеими «нарисуй» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно)" 3-4 раза.

    Упражнение № 3 «Радуга»

    "В «воде» у тебя обе руки и ты постараешься «нарисовать радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза.

    III ч. «Пловец»

    Цель

    • Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

    И.п.: лежа на животе

    Упражнение № 1

    Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

    Упражнение № 2

    Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз).

    Упражнение № 3

    Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз).

    IV ч. «Отдых»

    Цель.

    Чередовать напряжение с расслаблением, регуляция дыхания, способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

    И.п. : лежа на спине

    "Представь себе, что ты лежишь на самом берегу озера в воде. Вода теплая, ласковая. Вокруг спокойно и тихо. Тебе хорошо и приятно. Закрой глаза, слушая мой голос:"

    Упражнение № 1

    "Прислушайся к своему дыханию. Дышим ровно и спокойно. Медленно вдохни и выдохни" (2-3 раза).

    Упражнение № 2

    "Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как-будто каменными (10-15 сек). А теперь расслабься, отдохни - тело твое стало легким как перышко" (2-3 раза).

    Упражнение № 3

    "Мои руки расслаблены, они словно тряпочки …

    Мои ноги расслаблены, они мягкие …, теплые …

    Мое тело расслаблено, оно легкое …, неподвижное …

    Мне легко и приятно …

    Мне дышится легко и спокойно …

    Я отдыхаю…, я набираюсь сил …"

    Свежесть и бодрость входят в меня …

    Я легкий, как шарик…

    Я добрый и приветливый со всеми …

    Я хорошо отдохнул!

    У меня хорошее настроение!

    Встать, занятие закончено.

    Очень эффективны физические упражнения, основанные на контрасте напряжения и расслабления. Они позволяют сбросить усталость, повысить тонус мышц, а также ослабляют действие стресса, отвлекают от негативных эмоций. Классический пример такой процедуры – упражнение, при котором нужно напрячься, с силой потянуться вверх, а затем расслабиться и согнуться пополам, словно падая. Также можно попросить детей по команде сжаться, словно им холодно, а потом быстро расслабиться, как будто вдруг стало жарко.

    Важно также научить детей «медитировать». Хорошо этому способствует упражнение «раскачивающееся дерево». Попросите детей представить, что их туловище –ствол, ноги – корни, руки – ветви, а голова – верхушка дерева. Затем по специальной команде малыши должны начать раскачиваться вперед и назад, из стороны в сторону, словно на них дует ветер. Такое упражнение помогает успокоиться, сконцентрироваться на своих ощущениях, ослабить нервное напряжение и полностью расслабиться.

    Особенность упражнений для релаксации в детском саду заключается в том, что нужно научить малышей расслабляться не только тогда, когда об этом просит воспитатель или когда наступает минутка отдыха. Через некоторое время после повторения процедур малыши должны сами понять, как они могут регулировать свое душевное равновесие, эмоционально защищаться, а заодно следить за состоянием своего тела и при необходимости давать организму отдохнуть. Эти ценные навыки будут очень полезны в дальнейшей жизни.

    Восстановление душевного равновесия в комнате для релаксации

    Зачастую малышам бывает трудно расслабиться, если для этого не создан ряд условий. Задача воспитателей – обеспечить все необходимое, чтобы каждый ребенок нашел именно тот элемент, который помогает ему успокоиться. Для визуалов это тщательно подобранные оттенки и фактуры, а также интерьер, оформленный в соответствии с рекомендациями детских психологов. Для аудиалов – нежные, негромкие, успокаивающие звуки. Для кинестетиков – приятные на ощупь поверхности, мягкие предметы.

    В уголке или комнате для релаксации уместно проводить пятиминутки отдыха. Хороший вариант процедуры – попросить детей лечь, приняв наиболее удобные для них позы, а затем закрыть глаза и расслабиться. Воспитатель может попросить малышей расслабить мышцы разных частей тела: например, начать с кончиков пальцев и подниматься выше, к плечам. Желательно при этом попросить детей представить себе что-то приятное и расслабляющее. Для усиления эффекта рекомендуется включить тихую нежную музыку или напевно, негромко читать стихотворение с подходящим текстом. Такой вариант релаксации поможет детям сконцентрироваться на звуках и ощущениях, прислушаться к своему телу. Спустя некоторое время при регулярном повторении процедуры малыши научатся выполнять ее сами, без поддержки и указаний воспитателя.

    Консультация для педагогов с элементами практикума

    «Использование метода релаксации в работе педагога ДОУ»

    В рамках здоровьесберегающего направления перед педагогами детского сада стоит задача - способствовать эмоциональному благополучию участников воспитательно-образовательного процесса: детей и родителей. Одним из методов работы, используемых при решении данной задачи, является метод релаксации.

    Упражнения на релаксацию могут быть использованы в работе со следующими детьми:

    · гиперактивными, т. к. по наблюдениям психологов и медиков такие дети не только с трудом управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация способствует развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствование своего тела;

    · склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

    · застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.).

    Кроме того, упражнения на релаксацию используются в подготовительной группе. Они могут включаться в разные занятия по подготовке детей к школьному обучению, для восстановления работоспособности, а также с целью эмоционального развития ребенка. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

    Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений необходимо уметь правильно подобрать музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т.д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.

    Примеры упражнений на релаксацию в работе с детьми 4-6 лет

    «На полянке»

    Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняется полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза - поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

    «Лентяи»

    Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы - лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (пауза - поглаживание детей). Отдыхают ручки у... (имя), отдыхают ножки у... (имя). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблены. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    «Снежинки»

    Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно соткано из снежных пушинок. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза - поглаживание детей). Гладит... (имя), ласкает... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три" откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

    Игра «На берегу моря»

    Инструкция. Детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.

    1. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).

    Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

    Повторить2-3раза.

    2. «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).

    Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.

    3. «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)

    Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).

    4. «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

    В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

    5. "Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

    Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели; снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.

    6. «Сон на берегу моря».

    Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его содержание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии); вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)

    Примечание. По сигналу дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.

    При взаимодействии с родителями воспитанников упражнения на релаксацию используются в ходе:

    · индивидуальных консультаций;

    · родительских собраний или др. мероприятий;

    Упражнение «Радуга» для проведения на родительском собрании

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу - цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство.

    Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

    Следующий цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

    Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

    Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

    Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

    Вопросы для анализа состояния после проведения упражнения:

    · Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

    · Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

    Кроме специальных упражнений, создаются памятки для родителей, в которых предлагаются возможные способы саморегуляции эмоционального состояния.

    Необходимость расслабляющих упражнений с родителями обусловлена важностью гармонизации детско-родительских отношений, в связи с чем следует: научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого; сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А этого сложно добиться при высокой загруженности взрослых, их хронической усталости. Задача педагога - научить родителей расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.

    Материал для оформления памятки родителям

    I. Как себе помочь

    Шаг первый

    Наиболее эффективный метод обретения навыков расслабления - аутогенная тренировка, т. е. расслабление мышц тела, регулирование сердечной деятельности, воздействие на ритм дыхания и т. д.

    Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите следующий текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

    Шаг второй

    После общего расслабления можно выполнить следующие упражнения. «Дыхание»

    1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

    2. Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».

    3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

    4. Выдох с сильным звуком «0-0-0» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь). Медленный, глубокий вдох.

    6. Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).

    «Пальцы в кулак»

    Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

    "Аромат роз»

    Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом.

    «Солнечный луч»

    Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

    Шаг третий

    Снимаем головную боль, если она есть.

    «Дождик»

    Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи - то замедляя, то ускоряя темп.

    Шаг четвертый

    Долой неприятные мысли! «Рисование»

    Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.

    Шаг пятый

    «Ушки на макушке!»

    Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности. Выполняйте следующие действия:

    Указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;

    Помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.

    2. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

    Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

    1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

    2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

    3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

    4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

    5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным(ой) и нужным(ой) своему ребенку, семье, себе самому(ой).

    6. Именно сегодня я буду доброжелателен(льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным(ой) и щедрым(ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

    7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

    8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

    9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.

    10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят мне.

    Упражнения на релаксацию для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, который можно использовать на занятиях (физкультминутки) а также после дневного сна.
    "Озорные щечки".
    Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
    Упражнение на расслабление мышц рук.
    "Вибрация".
    Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.
    "Ленивая кошечка".
    Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".
    Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
    "Задуй свечу".
    Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".
    Упражнения на расслабление мышц лица.
    "Рот на замочке".
    Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
    У меня есть свой секрет,
    не скажу его вам, нет
    (под¬жать губы).
    Ох как сложно удержаться,
    Ничего не рассказав (4-5 с).
    Губы все же я расслаблю,
    А секрет себе оставлю.
    упражнение на расслабление мышц лица.
    "Злюка успокоилась".
    Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
    А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
    Челюсть сильно я сжимаю и рычанием всех пугаю (рычать).
    Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

    Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
    Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
    "Палуба".
    Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону - прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
    Стало палубу качать!
    Ногу к палубе прижать!
    Крепче ногу прижимаем,
    а другую расслабляем.

    Упражнение на расслабление мышц ног.

    "Слон".
    Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".
    Упражнение на расслабление мышц ног.
    "Лошадки".
    Замелькали наши ножки,
    Мы поскачем по дорожке.
    Но внимательнее будьте,
    Что вам делать, не забудьте!
    "Птички".
    Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле-вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
    Упражнение на расслабление всего организма.
    "Снежная баба".
    Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

    Упражнение на расслабление всего организма.

    "Тишина".
    Тише, тише, тишина!
    Разговаривать нельзя!
    Мы устали - надо спать -
    Ляжем тихо на кровать
    И тихонько будем спать.
    Упражнение на расслабление всего организма.
    "Летний денек".
    Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
    Я на солнышке лежу,
    Но на солнце не гляжу.
    Глазки закрываем,
    глазки отдыхают.
    Солнце гладит наши лица,
    Пусть нам сон хороший снится.
    Вдруг мы слышим:
    бом-бом-бом!
    Прогуляться вышел гром.
    Гремит гром, как барабан.
    Упражнения на расслабление мышц шеи.
    "Любопытная Варвара".
    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - вы¬дох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
    Любопытная Варвара
    Смотрит влево, смотрит вправо.
    А потом опять вперед -
    Тут немного отдохнет.
    Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
    А Варвара смотрит вверх
    Дольше всех и дальше всех!
    Возвращается обратно -
    Расслабление приятно!
    Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
    А теперь посмотрим вниз -
    Мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно -
    Расслабление приятно!
    Похожие статьи