• Тема: Тактическая подготовка спортсмена. — в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований Виды тактической подготовки в спорте

    03.11.2021

    Тактическая подготовка
    В структуре тактической подготовленности
    следует выделять такие понятия, как
    тактические знания, умения, навыки.
    Тактические знания представляют собой
    совокупность представлений о средствах,
    видах и формах спортивной тактики и
    особенностях
    их
    применения
    в
    тренировочной
    и
    соревновательной
    деятельности.
    Тактические умения - форма проявления
    сознания спортсмена, отражающая его
    действия на основе тактических знаний.
    Могут быть выделены умения разгадывать
    замыслы соперника,
    предвидеть
    ход
    развития
    соревновательной
    борьбы,
    видоизменять собственную тактику и т. п.

    Тактические
    навыки
    -
    это
    заученные тактические действия,
    комбинации
    индивидуальных
    и
    коллективных действий.
    Тактическое мышление - это
    мышление спортсмена в процессе
    спортивной деятельности в условиях
    дефицита времени и психического
    напряжения,
    непосредственно
    направленное
    на
    решение
    конкретных тактических задач

    Виды тактики:
    - наступательная;
    - оборонительная;
    -контратакующая
    Формы тактики:
    - индивидуальная;
    - групповая;
    - командная
    Д/З. Раскрыть
    тактики в ИВС
    виды
    и
    формы

    Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

    владение современными средствами, формами
    и видами тактики данного вида спорта;
    соответствие
    тактики
    уровню
    развития
    конкретного вида спорта с оптимальной для него
    структурой соревновательной деятельности;
    соответствие тактического плана особенностям
    конкретного соревнования (соперники, состояние
    мест
    соревнований,
    характер
    судейства,
    поведение болельщиков и др.);
    обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
    совершенства других сторон подготовленности -
    технической, психологической, физической.

    Изучение сущности и основных
    теоретико-методических положений
    спортивной тактики
    Важной задачей тактической подготовки
    спортсменов является изучение общих
    положений
    тактики
    спорта,
    тактики
    избранного вида спорта, правил судейства
    и положения о соревнованиях в избранном
    виде спорта, особенностей тактики в
    родственных видах спорта, тактического
    опыта сильнейших спортсменов, способов
    разработки тактической концепции и др.

    Значение теоретико-методических положений
    спортивной тактики помогает точно оценить
    соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
    средства
    и
    методы
    соревновательной
    деятельности
    с
    учетом
    индивидуальных
    особенностей,
    квалификации,
    уровня
    подготовленности соперника и партнеров.
    Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
    Источниками знаний являются специальная
    литература,
    лекции,
    беседы,
    объяснения,
    просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
    Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
    личным двигательным опытом спортсмена, сами
    по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.

    Овладение
    тактическими
    действиями.
    Средства
    и
    методы
    овладения тактическими действиями, весь
    процесс тактической подготовки в значительной
    мере
    обусловливаются
    спецификой вида спорта. Например, в
    большинстве циклических видов спорта
    основная задача тактической подготовки
    связана с подготовкой к реализации
    разработанной
    схемы
    прохождения
    соревновательной дистанции.

    Задачи тактического совершенствования в
    спортивных играх и единоборствах значительно
    сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
    наступательных и оборонительных действий, и
    совершенствование
    навыков
    выполнения
    тактических
    действий
    в
    преднамеренных,
    экспромтных
    и
    преднамеренно-экспромтных
    ситуациях, и освоение сущности многообразных
    тактических ситуаций, характерных для сложной

    Овладение тактическими действиями связано
    с расширением количества используемых средств
    и способов, развитием умений применять один
    прием для решения различных тактических задач
    и разных приемов - для решения одной
    тактической задачи.

    10.

    Тактическую
    сущность
    действий
    осваивают одновременно с овладением
    техникой приемов. Именно в процессе
    практического
    овладения
    приемами
    спортсмены уясняют для себя, что каждое
    техническое
    действие
    должно
    быть
    связано с реализацией тактического
    варианта. Знание тактической сущности
    действий, их возможной эффективности в
    определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
    решить тактическую задачу.

    11.

    Для
    овладения
    тактикой
    действий может использоваться
    вся
    совокупность
    словесных,
    наглядных
    и
    практических
    средств и методов подготовки.
    Однако наиболее полно и широко
    в
    тактической
    подготовке
    представлены
    практические
    средства и методы.

    12.

    Так, основными средствами овладения и
    совершенствования тактических действий
    в циклических видах спорта является
    многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
    упражнений в строгом соответствии с
    разработанной схемой и при постоянном
    контроле
    за
    эффективностью
    двигательных
    действий.
    При
    этом
    учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
    движений, расстояние, преодолеваемое в
    результате одного цикла движений;
    характер и величина развиваемых усилий
    и др.

    13.

    В основе практических методов
    тактической
    подготовки
    лежит
    принцип моделирования деятельности
    спортсмена
    в
    соревнованиях.
    Например,
    в
    единоборствах
    и
    спортивных
    играх
    разработаны
    специальные методы, которые с
    различной
    степенью
    сходства
    моделируют
    специфическую
    деятельность
    спортсмена.
    К
    ним
    относятся: тренировка без соперника;
    тренировка с условным соперником;
    тренировка с партнером; тренировка с
    соперником.

    14.

    Метод тренировки без соперника
    применяется
    для
    овладения
    основами
    техники
    действия,
    обучения
    активному
    и
    сознательному
    их
    анализу.
    Специфическими
    средствами
    тренировки
    являются
    основные
    положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
    различные их сочетания.

    15.

    Метод тренировки с условным соперником
    предполагает использование вспомогательных
    снарядов
    и
    приспособлений:
    мишени,
    манекены,
    различные
    тренажерные
    устройства, модели условного соперника с
    программным управлением и т. п. Упражнения
    с использованием перечисленных снарядов и
    приспособлений
    позволяют
    отрабатывать
    дистанционные,
    временные,
    ритмические
    характеристики
    действий,
    развивать
    и
    совершенствовать зрительно-двигательные и
    кинестетические ощущения. Метод может
    успешно
    использоваться
    для
    развития
    специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.

    16.

    Метод
    тренировки
    с
    партнером
    является
    основным
    для
    овладения
    тактикой действий. Партнер в данном
    методе служит активным помощником и
    способствует правильному овладению
    техникой и тактикой действий. Основные
    средства тренировки - парные и
    групповые упражнения, отличающиеся
    большим разнообразием и носящие
    преимущественно
    технико-тактическую
    направленность.

    17.

    Метод тренировки с соперником применяется
    для детальной отработки тактики действий; тактического
    совершенствования
    с
    учетом
    индивидуальных
    особенностей
    спортсменов;
    совершенствования волевых качеств; воспитания
    умения использовать свои возможности в
    различных тактических ситуациях, создаваемых
    соперником.
    Он позволяет совершенствовать тактику
    действий в условиях информационного и
    временного дефицита для решения тактических
    задач,
    пространственно-временной
    неопределенности,
    быстро
    изменяющихся
    ситуаций. Все это создает определенный
    эмоциональный фон и высокую напряженность,
    сходную с деятельностью в условиях соревнований.

    18.

    Совершенствованию тактического
    мастерства на различных этапах
    многолетней
    подготовки
    и
    в
    различных периодах тренировочного
    макроцикла уделяется неодинаковое
    внимание.
    Наиболее
    целеустремленная работа, направленная
    на
    повышение
    тактической
    подготовленности,
    проводится
    на
    этапе
    максимальной
    реализации
    индивидуальных возможностей, когда
    спортсмен
    готовится
    к
    высшим
    достижениям.

    19.

    На
    этапе
    специализированной
    базовой
    подготовки
    совершенствуются
    в
    основном
    узловые компоненты тактического
    мастерства.
    На первом и втором этапах
    многолетней подготовки тактическое
    совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
    решаются лишь наиболее общие
    вопросы тактической подготовки,
    относящиеся к теоретической и
    практической
    части

    20.

    Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на
    конец подготовительного и соревновательный
    период. На первом этапе подготовительного
    периода совершенствуются лишь отдельные
    компоненты тактики.
    Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
    к
    основным
    соревнованиям.
    Уровень
    технического
    мастерства,
    физической
    и
    психологической
    подготовленности,
    сформировавшийся к этому этапу, позволяет
    перейти к отработке тактики в ее наибольшем
    приближении
    к
    условиям
    предстоящей
    соревновательной деятельности.

    21.

    Система упражнений и методических
    подходов
    становления
    спортивной
    тактики:
    * создание облегчающих условий при
    освоении рациональных вариантов
    распределения сил на дистанции
    (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
    темпе движений);
    * создание условий, усложняющих
    реализацию оптимального тактического
    плана при закреплении тактических
    навыков (выполнение заданий в
    непривычных условиях, введение
    дополнительных помех);

    22.

    * выдерживание тактической схемы при
    существенной
    вариативности
    пространственно-временных
    и
    динамических характеристик движений
    или, наоборот, неожиданное изменение
    тактики по дополнительному сигналу
    либо в связи с резко изменившейся
    ситуацией;
    *
    необходимость
    реализации
    оптимальной тактической схемы при
    работе в условиях значительного и
    постоянно прогрессирующего утомления.

    23.

    При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактического
    мастерства,
    выделяются
    три
    этапа
    -
    ориентировочный,
    контрольный.
    исполнительный
    и
    Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
    поиск
    оптимальных
    технико-тактических
    решений, отработка путей их реализации в
    сложных
    условиях
    тренировочной
    и
    соревновательной деятельности; контрольный -
    выявление
    эффективности
    тактических
    решений,
    фиксирование
    ошибок и
    возможностей их устранения.

    24.

    Совершенствование
    мышления
    тактического
    В процессе подготовки к соревнованиям
    все возможные ситуации состязательной
    борьбы
    предусмотреть
    практически
    нереально. Одной из основных задач
    тактической подготовки является совершенствование
    тактического
    мышления
    спортсмена. При этом необходимо развивать
    следующие способности:
    * быстро воспринимать, адекватно
    осознавать и анализировать
    соревновательные ситуации;
    * быстро и точно оценивать ситуацию и
    принимать решение в соответствии с
    создавшейся обстановкой и уровнем своей

    25.

    * предвидеть действия
    соперника (партнера по
    команде);
    * рефлексивно отображать свои
    действия в соответствии с
    целями соревнований и
    задачей конкретной
    состязательной ситуации.

    26.

    Наглядно-образный характер мышления
    проявляется в том, что в процессе
    соревновательной
    и
    тренировочной
    деятельности
    решение
    двигательных
    задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
    восприятием действий соперников и
    партнеров, и всей ситуации спортивного
    поединка. Большую роль здесь играют
    память и творческое воображение.
    Ситуативный
    характер
    мышления
    проявляется
    в
    том,
    что
    оно
    осуществляется на фоне быстротечности,
    необратимости и изменчивости ситуаций
    соревновательной борьбы.

    27.

    Изучение информации, необходимой
    для
    практической
    реализации
    тактической подготовленности. Задачами
    данного направления тактической подготовки
    спортсменов является сбор и обработка
    информации о вероятных противниках и
    партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
    Наиболее
    важной
    информацией
    о
    соперниках и партнерах являются сведения о
    физической подготовленности спортсменов,
    технико-тактической манере ведения ими
    соревновательной
    борьбы,
    особенностях
    поведения в различных (благоприятных и
    неблагоприятных)
    условиях
    соревнований,
    личностных
    характеристиках,
    моральноволевых и психологических качествах.

    28.

    Практическая
    реализация
    тактической
    подготовленности,
    являясь синтезирующим направлением
    процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
    * создание целостного представления о
    поединке;
    * формирование индивидуального стиля
    ведения соревновательной борьбы;
    * решительное и своевременное
    воплощение принятых решений благодаря
    рациональным приемам и действиям с
    учетом особенностей соперника, среды,
    судейства, соревновательной ситуации и
    др.

    29.

    Практическая
    реализация
    тактической
    подготовленности
    предполагает формирование индиви-
    дуального стиля ведения поединков.
    Стиль (манера) ведения тактической
    борьбы должен включать и общие
    тенденции тактики в конкретном виде
    спорта, учитывать наиболее сильные
    индивидуальные
    особенности
    спортсмена, а также его характерные
    недостатки.

    Спортивно-тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

    Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное

    воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

    Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

    Различают два вида тактической подготовки: общею и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

    Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

    Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

    В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

    В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

    В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

    Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выделением, например, действий атакующей, оборонительной, контрактующей тактики в спортивных играх и единоборствах, позиционной борьбы на дистанции и т.д.). Цель использования тактических упражнений повышенной трудности - обеспечение надежности разученных форм тактики и стилизирование развития тактических способностей. К числу относительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся: а) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника. Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необходимостью, решать тактические задачи, преодолевать более значительное противодействие, в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками, поочередно меняющимися по ходу схватки; в игровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-тактическими приемами сопротивление соперника, которому разрешено пользоваться более широким арсеналом приемов; б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий; в) подходы, связанные с обязательным расширением используемых тактических вариантов; г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставленных для достижения соревновательной цели.

    В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

    Основным специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

    Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

    Постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

    Систематическая «разведка» (сбор информации) о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;

    Обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

    Воспитание тактического мышления.

    В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями.

    На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

    Физическая подготовка

    Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

    Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

    Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

    Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

    Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

    Методики воспитания физических качеств подробно изложены в главе 7 «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

    Психическая подготовка

    Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

    Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять пред соревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

    Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

    Общая подготовка решается двумя путями:

    1)обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

    2)обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

    В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

    По цели применения

    1)мобилизующие;

    2)корригирующие (поправляющие);

    3)релаксирующие (расслабляющие).

    1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо -организующие, социально-организующие, комбинированные);

    2)преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

    3)преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

    По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

    1)средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

    2)средства воздействия на интеллектуальную сферу;

    3)средства воздействия на волевую сферу;

    4)средства воздействия на эмоциональную сферу;

    5)средства воздействия на нравственную сферу.

    По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

    1)средства, направленные на психическую подготовку тренера;

    2)средства управления непосредственно спортсменом или командой.

    По времени применения эти средства и методы делятся на:

    1) предупреждающие;

    2) предсоревновательные;

    3) соревновательные;

    4) постсоревновательные.

    По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

    На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально - психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

    Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

    Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

    Релаксирующие средства направлены да снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

    Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова - важнейшее средство психической подготовки.

    Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

    Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки),

    Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

    18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки

    - это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

    - это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

    Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

    По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности

    - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

    К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48-96 и 24--48 ч.

    К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

    К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

    Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован, прежде всего, с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М. А. Годик, 1980):

    1) специализированное, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

    2)напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

    3)величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

    Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

    В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая - на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

    Тактическая сторона спортивной тренировки связана со способностями вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения), её видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

    Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревнования с «противником». Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для победы. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта; приёмов судейства и положений о соревнованиях; тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений сроить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировках и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

    Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

    Тактические умения – это форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний.

    Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных или коллективных действий.

    Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

    В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи:

    1) создание целостного представления о поединке;

    2) формирование индивидуального стиля спортивной борьбы;

    3) решительное и своевременное воплощение принятых решений, благодаря рациональным приёмам и действиям с учётом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного противника.

    Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовленных соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

    1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

    2) в упражнениях практически моделируются отдельные тактические ситуации и приёмы спортивной борьбы;

    3) в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

    К числу относительно общих методических приёмов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

    а) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

    б) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны «противника»;

    в) подходы, связанные с ограничением числа попыток, представленных для достижения соревновательной цели;

    г) подходы, связанные с расширением используемых тактических вариантов.

    Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов:

    Правила соревнований;

    Положение о соревнованиях;

    Условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям.

    Психологическая подготовка спортсменов

    Психологическая подготовка – это система психолого–педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенности в своих силах, скованность, перевозбуждение и т.д.).

    Состояние психической готовности – это уравновешенная, относительно устойчивая система личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развёрстывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условии соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

    Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

    Общая психическая подготовка решается двумя путями:

    1) обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

    2) обучение приёмам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

    Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определённого эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности её достижения. На этом этапе психическая подготовка включает психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированную оптимизацию «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д.

    По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на: 1) мобилизующие; 2) корригирующие (поправляющие); 3) релаксирующие (расслабляющие).

    1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

    2) преимущественно психологические (внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые и комбинированные);

    3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

    По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:

    1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

    2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

    3) средства воздействия на эмоциональную сферу;

    4) средства воздействия на волевую сферу;

    5) средства воздействия на нравственную сферу.

    По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

    1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

    2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

    По времени применения эти средства делятся на: 1) предупреждающие; 2)предсоревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные.

    По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача, массажиста и т.п.).

    В системе психологической подготовки следует выделять следующие направления:

    Формирование мотивации занятий спортом;

    Волевая подготовка;

    Идеомоторная тренировка;

    Совершенствование реагирования;

    Совершенствование специальных умений;

    Регулирование психической напряжённости;

    Совершенствование толерантности к стрессу;

    Управление стартовым состоянием.

    Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

    Физическая подготовка

    Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные возможности для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

    Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития физических качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. С их помощью развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в итоге достигается суммарный эффект ОФП. Особенно важно через общую физическую подготовку укрепить слабые места в организме, повысить функциональные возможности систем и органов.

    Упражнения ОФП по их направленности и эффекту можно несколько условно разделить на две группы – косвенного и прямого влияния.

    Упражнения косвенного влияния призваны повысить работоспособность органов и систем организма, обеспечить слаженность их функций. Обычно такие упражнения косвенно способствуют повышению тренированности (например, кроссы для непрофильных специализаций, силовые упражнения для шахматистов и т.д.).

    Общеразвивающие упражнения прямого действия непосредственно направлены на повышение физической подготовленности в избранном виде спорта. С их помощью укрепляют органы и системы, повышают функциональные возможности, развивают двигательные качества применительно к требованиям построения общего фундамента для избранного вида спорта. Физические упражнения прямого действия должны быть схожи по координации и характеру с движениями и действиями (или частями их), имеющимися в избранном виде спорта.

    Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки.

    Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

    Основными средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения. Чем ближе эти упражнения по характеристике к соревновательным, тем синхроннее они действуют на спортивный результат

    Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием различных физических качеств.

    Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

    Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

    В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

    Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

    Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

    Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

    Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

    Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

    В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики .


    Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

    Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

    Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

    Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

    В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

    Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.

    Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

    Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

    Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.

    Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

    Вопросы для контроля усвоенного материала.

    1 Что называют спортивной тактикой?

    2 Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный,

    групповой командный характер, определяемый видом спорта.

    3 Дать характеристику «алгоритмическая тактика»,

    4 Дать характеристику «вероятностная тактика»

    5 Дать характеристику «эвристическая тактика».

    6 Что такое спортивно-тактическая подготовка 7Перечислить задачи тактической подготовленности.

    8 Общая и специальная тактическая подготовка

    Похожие статьи